Аветик Ишханян
Председатель Хельсинкского Комитета Армении,
Эксперт-партнер АИМОБ
Перед тем, как давать оценку состоянию прав человека (ПЧ), прежде всего, нужно дать оценку политической системе Армении, которая и является определяющей для нынешнего состояния в этой сфере.
Читайте также
Если беседовать с радикальной оппозицией и гражданскими активистами Армении, то они убежденно заявят, что в Армении утверждена диктаторская система. С такой оценкой трудно согласиться, поскольку в Армении какие-то свободы есть, в частности, свобода объединений, мирные митинги с некоторыми ограничениями, свобода слова.
Следует ли отсюда, что Армения демократическая или стремящаяся к демократии страна, где защищены права человека, как утверждают силы во власти? Эта оценка также не выдерживает никакой критики. Так, в любой стране гарантии зашиты прав человека обусловлены гарантией двух важных составляющих – прямая демократия и верховенство закона (правовое государство).
СТАРАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В Армении первое составляющее отсутствует. После получения независимости в Армении были проведены 5 парламентских и 5 президентских выборов, ни один из которых не соответствовал международным стандартам. Если в 90-е годы выборы фальсифицировались самыми грубыми методами – с применением насилия, вбросами, подменами протоколов, то во время последних выборов применялись более усовершенствованные технологии – подкуп избирателей, административные ресурсы, раздутые списки и зарегистрированные по разным адресам неизвестные лица.
В итоге, в Армении смены власти посредством выборов пока не было и в обществе имеет место всеобщее недоверие к выборным процессам.
Попробуем дать оценку второму составляющему – верховенству закона, или проще, независимости судебно-правовой системы. Армения в формальном плане считается страной с полупрезидентским правлением, хотя в действительности президент Республики Армения наделен большими полномочиями.
49-я статья прежней Конституции РА определяла: «Президент Республики – глава государства. Президент Республики следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей».
Президент РА не только назначал премьер-министра и, по предложению последнего, всех министров, но и осуществлял прямые назначения министра обороны РА и его заместителей, начальников Полиции, Службы национальной безопасности, Следственного комитета, начальника Специальной следственной службы и заместителей, генеральный прокурор был его кандидатом, из кандидатов среди судей, предложенных Советом юстиции, назначал предпочтенных им.
Такая система де-юре подтверждает, что в Армении отсутствует принцип разделения властей, и единственной надеждой на защиту своих прав могут быть человеческие качества президента Республики Армения – категорическое отсутствие личных, семейных, дружеских, партийных или других интересов, а также сильный, одновременно добрый и справедливый характер.
Думаем, что личности с такими свойствами существуют только в мифах, для того, чтобы удовлетворить мечты подданных. Может оппоненты возразят, сказав, что с тремя президентами Армении не повезло.
Права человека – это вертикальные отношения между государством и человеком, т.е. любое преступление, совершенное каким-либо должностным лицом по отношению к человеку, считается нарушением прав человека. Итак, какая ветвь власти, как правило, нарушает права человека? Ответ – исполнительная, особенно полиция, прокуратура, министерство Юстиции, министерство Обороны, администрации марзов и другие.
Какая ветвь должна восстановить нарушенные права? Судебная. В случае с Арменией эти все правительственные структуры находятся в одном котле, лишенные самостоятельности, назначенные тем же человеком, исполняя указания последнего.
И действительно ли конституционно закрепленный глава государства, президент, может наказать кого-либо из своих за проступок или преступление, точнее, приказать наказать своего подчиненного и одновременно приближенного к себе должностного лица, особенно если учесть то обстоятельство, что именно эти должностные лица, особенно силовики, являются основной опорой властей.
Во всяком случае, в течение 25-летней истории независимости Армении пока такой случай не известен, обратный примеров множество.
В этих условиях создалась такая ситуация, что в Армении человек защищен не законом, а своим служебным положением и финансовыми средствами, которые, в основном, совпадают, поскольку большая часть депутатов и министров еще и крупные бизнесмены. Эта ситуация создала обстановку безнаказанности или селективное правосудие.
Должностные лица разного калибра Армении или их сыновья, родственники периодически оказываются в разных уголовных скандалах и, как правило, не наказываются или наказание несет формальный характер. Причина также в слиянии властей и бизнеса, а также посягательства на прямую демократию – выборы, которые регулярно фальсифицируются. В Армении власть — это не только власть: это имущество, бизнес, и удерживать все это любой ценой, или стать ее частью значит сохранить имущество также незаконными способами. Таковы правила игры.
Таким образом, в условиях отсутствия разделения власти в Армении нарушения прав человека несут системный характер.
Но в повседневной жизни граждане Армении в основном проявляют безразличие к нарушениям прав человека, если они не касаются лично их или не несут массовый характер, что, как правило, совпадает особенно с президентскими выборами или с поствыборным периодом. В этот период фальсификации выборов сопровождаются насилием, ограничиваются свободы проведения мирных митингов, объединений, свободы самовыражения, имеются политзаключенные, а в 2008-м году также 10 погибших, ответственные за смерть которых пока не выявлены и не наказаны[1].
Попробуем дать оценку тому, какие в особенности фундаментальные права нарушаются.
Как уже отметили, в Армении не работает основное гражданское право – избирать и быть избранным. Следующее – право на справедливый суд, косвенным доказательством которого является незначительный процент, 2%, оправдательных приговоров и сплошное удовлетворение судами ходатайств со стороны следователей об избрании ареста в качестве меры пресечения. В качестве аргументов, можно представить также доклад Омбудсмена о судах, а также фрагменты последнего доклада Комиссара ЕС по правам человека Нилса Муйжниекса[2].
Считаем, что, возможно, самой серьезной проблемой прав человека является практика нарушений абсолютного права человека быть огражденным от плохого отношения и пыток. Для доказательства этого достаточны отчеты о фактах регулярных пыток Комитета ЕС против пыток за 2002-2013 годы[3]. Несмотря на многочисленные жалобы и адвокатов, и правозащитников, пока никто из должностных лиц за пытки не был наказан. Серьезной проблемой является также проявление дискриминации к отдельным религиозным группам и сексуальным меньшинствам, что является последствием стереотипного мышления не только властей, но и общества[4].
В докладах о правах человека как правило представляют фундаментальные права, зачастую игнорируя социально-экономические. В этой области ситуация более чем катастрофическая. Социально незащищенные практически лишены элементарной медицинской помощи. Не соблюдаются также трудовые права. Рабочие отношения между работодателем и работником часто можно охарактеризовать как рабские. У работников часто нет договоров, работают с ненормированным графиком, без выходных дней, без отпуска[5]. В этой области государственный контроль очень слабый, если не сказать, что отсутствует.
Мы считаем, что причина в вышеуказанном слиянии власти и бизнеса, поскольку бизнесмен заинтересован в получении максимальной прибыли, а как власть, он не осуществит контроль над самим собой. Если учесть также то обстоятельство, что ни одна из политических сил, будь то власти или влиятельные оппозиционные силы, не являются носителями левый социалистических идей, нет также действительно независимых и агрессивных профсоюзов, то картина будет полной.
Нельзя отделить фундаментальные и социально-экономические права человека. Считаем, что защита фундаментальных прав послужит локомотивом для защиты социальных прав. В частности, независимая судебная власть обеспечит реализацию не только фундаментальных прав, но и свободную экономическую конкуренцию, что в свою очередь, привело бы к экономическому развитию и улучшению социальных прав.
Обобщая зафиксируем, что основной гарантией защиты прав человека является разделение властей, а именно, наличие независимой судебной власти. Неужели за последние двадцать лет со стороны общества сформировалась потребность в структурных изменениях, в том числе, независимость судебной системы? По крайней мере, большая часть влиятельных партий Армении в своих программах подобный вопрос не поднимала.
НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ И РЕФЕРЕНДУМ
Президент Республики Армения Серж Саргсян во время своего второго периода правления, в 2013-ом году, в первый же год инициировал неожиданный для многих процесс конституционных изменений, создав специализированную комиссию, которая в 2014-ом году представила общественности новую концепцию – переход к системе парламентского правления. Итак, что послужило мотивацией этой инициативы, если учесть, что, как правило, правящий класс, если снизу нет давления, добровольно не ограничивает свою власть?
Следует отметить, что, имея фактически неограниченные полномочия, у президента РА есть ограничения во времени: согласно 50-ой статьи уже бывшей Конституции РА «тот же человек не может более чем два раза подряд избираться на должность Президента Республики Армения».
Таким образом, после двух сроков правления президент переходит «на заслуженный отдых», теряя все властные рычаги. Думаем, что пока лишь только это явилось мотивацией для конституционных реформ, поскольку в условиях парламентского управления ограничения во времени не предусматриваются и теоретически та же политическая сила неограниченное время может находиться у руля, а его лидер – быть премьером.
Кстати, с таким же наблюдением выступила делегация ПАСЕ, ведущая наблюдательскую миссию: «В основе конституционных изменений РА лежит переход из президентской системы в парламентскую, что воспринималось множеством граждан как возможность сохранения власти действующего президента после завершения второго срока правления[6]«.
Действительно ли конституционными реформами гарантировано разделение властей и демократических развитий в Армении?
Согласно 89-ой статьи предлагаемых изменений – в итогах голосования предусматривается обязательное, стабильное формирование большинства. Кроме того, если оно не формируется в результате выборов, то проводится второй тур выборов. Учитывая «печальные выборные традиции» в Армении, можно представить, какими методами правящая Республиканская партия обеспечит стабильное большинство.
Что касается формирования других органов правления (5 членов Высшего судебного совета, Главный прокурор, Начальник особого следственного комитета, Защитник прав человека, Центральная избирательная комиссия, Судьи кассационного суда), то они назначаются 3/5 голосов парламента. Если учесть, что 3/5 составляет 60%, а предусмотренное 89-ой статьей стабильное большинство, скорее всего, также составит 60%, то в действительности будем иметь не классическую парламентскую систему правления, а однопартийную систему правления, на этот раз зависящую от судебно-правовой партии.
Тем не менее, в 2015-ом году, 6-го декабря состоялся референдум по конституционным поправкам.
По данным наблюдателей, референдум прошел с грубыми нарушениями. Во время наблюдений были зафиксированы случаи подкупа, множество повторных голосований и голосований вместо других лиц, повальные наполнения и попытки наполнений, избиратели по фальшивым избирательным спискам, давления, угрозы в адрес наблюдателей, доверенных лиц и журналистов, препятствия работе наблюдателей, несоответствия чисел избирателей, участвующих в голосовании и избирателей, получивших избирательные бюллетени, подсчет избирательных бюллетеней, во время которых на многих участках зафиксировались «веерные» отключения электроэнергии и подмена результатов голосования (пересчет производился на тех участках, где по предварительным подсчетам было большее число проголосовавших «Нет» бюллетеней, в результате пересчета прибавилось число проголосовавших «Да» бюллетеней), разглашения конфиденциальности голосования, присутствие посторонних людей в комнатах голосования, регулярные перевозки людей в участки на такси, маршрутных такси и других частных автомобилях и другие нарушения[7].
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Какова была динамика развития ситуации по права человека за прошедшие 25 лет в независимой Армении и какие вызовы нас ожидают?
Условно его можно разделить на два периода – 1990, 1991-2001гг. и после 2001-го года. После получения независимости власть Армении провозгласила свою преданность ценностям демократии и прав человека. Армения вступила в ООН, ОБСЕ, ратифицировала конвенции по правам человека, но соблазн сохранения власти оставил все это на декларативном уровне.
Первым экзаменом демократии были парламентские выборы 1995-го года. Власть Армении его не сдала и пошло начало нарушенной традиции фальсификации выборов. В том же году принятая фальсификациями Конституция закрепила не правовую систему Армении. И уже в эти годы закрепились вседозволенность властей и избирательное правосудие.
В 2001-ом году Армения, став полноправным членом Совета Европы, взяла на себя определенные обязательства в области демократии и прав человека, в частности, основать институт омбудсмена, тюремная система из МВД была передана Министерству юстиции и так далее[8]. Стали действовать полномочия Европейского суда по правам человека и так далее.
Несмотря на большие ожидания, однако, членство в ЕС, если не полностью, то определенно играет сдерживающую роль в вопросе прав человека, хотя бы в не усугублении проблемы. Если к этому добавим определенные успехи последних лет разных политических групп, движений, то можно было бы настроиться оптимистично, если…
Если б в 2013-ом году не было членства в Таможенном, затем в Евразийском союзе. Если учесть ситуацию демократии и прав человека в странах-членах ЕАЭС, то довольно мрачная картина с ситуацией прав человека в Армении, представленная в данном отчете, мало сравнима с более мрачной ситуацией в других странах-членах ЕАЭС.
Таким образом, если этот союз действительно станет твердой структурой, как предусмотрели его основатели, то Армения вынужденно примет общие правила игры союза и у нас будет серьезный спад в области демократии и прав человека.
Программа «Улучшение обсуждений по политике безопасности в Армении» (NED)
Армянский Институт международных отношений и безопасности (АИМОБ)
[1] Права человека в Армении 2008г, доклад. Хельсинкский Комитет Армении, 2009г. https://armhels.com/wp-content/uploads/2012/06/721arm-Ditord_543_2009.pdf
[2] Report by Nils Muižnieks, Commissioner for human rights of the Council of Europe, following his visit to Armenia from 5 to 9 october, 2014, https://wcd.coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&InstranetImage=2790589&SecMode=1&DocId=2243332&Usage=2
[3] European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, Visits to and reports on Armenia https://www.cpt.coe.int/en/states/arm.htm
[4] Свобода вероисповедания в Армении: исследование, Хельсинкский Комитет Армении, 2010г.
https://armhels.com/wp-content/uploads/2012/06/1071arm-Kroni_Azatutyune_Hayastanum.pdf
[5] Право на труд в Ереване: закон и практика в сфере услуг, доклад, Хельсинкский Комитет Армении, 2014г https://armhels.com/wp-content/uploads/2014/09/Zekuyc-2014Print.pdf
[6] Observation of the referendum on the new constitution in Armenia,
https://assembly.coe.int/nw/xml/News/News-View-EN.asp?newsid=5932&lang=2&cat=31
[7] Доклад Хельсинкского Комитета Армении о референдуме по конституционным изменениям. https://armhels.com/2015/12/14/helsinkyan-komitei-zekuycy-hanrakvei-veraberyal/
[8] Армения и Совет Европы. Официальный сайт Офиса СЕ в Ереване https://www.coe.int/hy/web/yerevan/membership