Первые 21 год своей жизни я прожил в Ачапняке, в «хрущевке». Вчетвером занимали 28 квадратных метров, «лоджия» была разделена на две каморки, в каждой из которых «жили» я и сестра. Я совершенно не чувствовал себя стесненным, ни морально, ни материально. Более того, это, не имеющее никакой архитектурной ценности 6-подъездное здание было мне дорого потому, что являлось неотделимой частью моей жизни. Если здание на Ленинградян 8 снесут, мне будет больно, и мои чувства, вероятно, разделят еще несколько человек. Остальным ереванцам, жителям Армении, армянам это, конечно, не причинит никакой боли.
В центре столицы, разумеется, все по-иному. Это культурная среда, с которой связаны воспоминания сотен тысяч людей, различные истории, может быть и легенды. Сюда мы добирались из Ачапняка, Массива, Третьего участка, а также из мест, далеко находящихся от Еревана и Армении, чтобы вдохнуть воздух Города. Здесь важно не только то, являются ли здания в центре архитектурными шедеврами, но и то, насколько они связаны с культурной средой города. Данное строение, предмет или камень приобретают значение не по той причине, что они красивы или некрасивы, функциональны или нефункциональны, являются «сараем» или дворцом по решению каких-то «судей», а благодаря их исторической, культурной и психологической «насыщенности».
Говоря «дом Африкянов», мы подразумеваем также отношение к жизни, бизнесу и благотворительности, которое проявляли носящие эту фамилию предприниматели.
Здание Оперного театра не только шедевр Таманяна, но и место, где ставились прекрасные спектакли, выступали великие артисты. А иначе, в «функциональном плане» сейчас можно строить здания, более приспособленные для больших и современных представлений.
Читайте также
«Сталинки» на ул.Московян «наполнены» духом сталинизма и сталинской номенклатуры. Довольно похожий на них Северный проспект насыщен духом в основном безвкусных и безграмотных людей, разбогатевших волею случая или судьбы и заказывающих подобные здания. Эти здания большие не только по той причине, что застройщики хотят выжать из них побольше денег, здесь есть и важная «эстетическая» тонкость: безвкусные люди представляют красивое как нечто большое и блестящее. Тогда как, как сказал по этому поводу режиссер Рубен Бабаян, тепло исходит от маленьких, а не больших вещей.
Сейчас ненасытные застройщики планируют снос остальных зданий по улице Арами. Боюсь, что общество начнет протестовать против этого тогда, когда их снесут в одну ночь.