Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) опубликовала заключительный доклад о референдуме по конституционным поправкам, который прошел в Армении 6-го декабря 2015-го года. Aravot.am попросил депутата Национального Собрания Хосрова Арутюняна прокомментировать документ.
По мнению нашего собеседника, доклад, опубликованный БДИПЧ ОБСЕ, независимо от того, в какой тональности пишется о том или ином нарушении, воспринимается как шаг, помощь организации-партнера, с целью улучшить избирательный процесс, сделать его более прозрачным и заслуживающим доверия: «То есть факты, имеющие место в документе, даже если мы думаем, что они преувеличены, тем не менее, должны восприниматься, и мы так и поступаем, как содействие организации-партнера на пути усовершенствования избирательного процесса».
Хосров Арутюнян отметил, что вызывает недоумение тот факт, что организация наблюдательскую миссию осуществляла, имея ограниченные ресурсы – всего на двух избирательных участках: «Это не говорит о том, что вопросы, которые поднимаются в докладе, не достойны внимания. Но если посмотреть на вопросы системного характера, все время поднимающиеся во время выборов, то, несомненно, к ним обязательно нужно быть внимательнее».
В докладе БДИПЧ ОБСЕ, касаясь голосования по идентификационным картам отмечает, что здесь имели место противоречия, поскольку такое голосование создает возможность для противоправных действий. Хосров Арутюнян отметил, что поставить печать на идентификационных картах было невозможно, и даже оппозиция, касаясь этой проблемы, признавала, что на карте трудно поставить печать: «Все мы, несомненно, знаем, что на идентификационной карте невозможно поставить печать, и чтобы избежать злоупотреблений или попыток манипулирования законом, было принято решение внести изменение в избирательный кодекс, чтобы данные о голосующих по этим картам записывались в отдельном списке. Возможно, этот шаг не полностью развеял сомнения, но, тем не менее, нужно констатировать, что власти откликнулись на озабоченность, выраженную оппозицией».
Читайте также
БДИПЧ ОБСЕ констатировал также, что процесс подсчета голосов осуществлялся с существенным вмешательством доверенных лиц правящей партии. Хосров Арутюнян не исключает, что такие случаи на одном или двух участках имели место. Но он считает непонятным и лишенным логики то обстоятельство, что наблюдательскую миссию всего на двух участках можно распространить на весь избирательный процесс: «Судя по изложению мыслей, у меня создается впечатление, что они этого не видели своими глазами, им сообщили. То есть, по всей вероятности, об этом рассказали доверенные лица. Возникает вопрос: ведь они же знакомы с избирательным кодексом, а если знакомы, то должны знать, что в случае подобных грубых нарушений законом предусмотрено делать запись в журнале, который находится на избирательном участке, и запись может сделать любое доверенное лицо, любой член комиссии. Следовательно, наблюдатели должны были удостовериться, что эти факты имели место и сделана ли соответствующая запись в журнале».
Хосров Арутюнян отметил, что не понимают ту часть доклада, в которой организация критикует вовлеченность должностных лиц в предвыборной кампании. Он отметил, что президент, премьер-министр, министры и руководители областей – влиятельные члены Республиканской партии: «Если не им проводить предвыборную агитацию, заниматься организаторской работой, то кому же еще? По правде говоря, мне очень интересно, когда в Германии проходят выборы, члены немецкого правительства сидят, сложа руки? Ведь это же не так. Все чиновники участвуют в избирательном процессе. То же самое в случае референдума, при этом, несмотря на то, что в этом случае референдум не инициировали власти, но бывают случаи, когда его инициируют власти. Как вы думаете, должностные лица сидят сложа руки, закрыв рты и наблюдают за процессом? Конечно же, нет. И подобная постановка вопроса для меня даже непонятна».