Недавно в Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиаряна был осуществлен еще один внутрипрофессиональный проект. После возвращения известного оперного тенора, режиссера Гегама Григоряна в театр в статусе художественного руководителя, был упразднен институт стажеров, на замену ему пришла новая модель в нашей реальности – программа молодых оперных солистов. По сути, в обоих случаях цель одна, но подходы сильно отличаются. Частично оплачиваемый институт стажеров, существующий с советских времен, будет заменен бесплатной системой всесторонней подготовки и повышения квалификации солистов, она более гибкая, практичная и крайне рациональная.
«Аравот» встретилась с руководителем программы молодых оперных солистов Левоном Джавадяном. Говоря о новой системе, наш собеседник констатировал, что несколько лет назад в Ереванском оперном театре был упразднен институт стажеров, то есть, процесс смены поколений остановился: «Молодые оперные певцы после окончания консерватории не имели возможности плавно переходить в театр. Именно по этой причине мы в прошлом году потеряли много прекрасных голосов, которые сегодня украшают сцены мировых оперных театров, не говоря уже о плавной смене поколений»,- отметил господин Джавадян. Он привел в пример Большой театр: «Начиная в 2005-го года, под руководством Дмитрия Вдовина действует программа молодых оперных солистов, или же Мариинский театр, в котором основана академия молодых солистов, ею руководит Лариса Гергиева. Несущественно, как называется подобная инициатива – программой или академией. Как в перечисленных культурных центрах, так и у нас молодые солисты в процессе усовершенствования профессиональных навыков должны более углубленно изучать вокальное искусство. Понятно, что обучение, например, в Ереванской консерватории однозначно осуществляется на самом высоком уровне, но тот факт, что к примеру, выпускница Ереванской консерватории Мане Галоян, окончившая учебу в 2015-ом году (в классе профессора Сусанны Мартиросян), после того как стала лауреатом конкурса им. Чайковского, сегодня совершенствует свои навыки в молодежной студии Хюстонской оперы, дает повод призадуматься… Кстати, госпожа Мартиросян приглашена в оперный театр в качестве консультанта и примет участие в молодежной программе.
Отметим, что если сравнивать со стажерской программой, новая идея, которая принадлежит Гегаму Григоряну, молодым оперным певцам, кроме усовершенствования вокальных навыков и сценического мастерства, дает возможность изучать еще и «оперные» языки – итальянский, немецкий, французский. Несмотря на то, что первоисточником знаний для профессиональных оперных певцов является Ереванская консерватория, новая программа тоже поможет молодым артистам принять участие в мастер-классах как у нас, так и за рубежом. Есть еще и намерение обеспечить их участие в престижных международных конкурсах».
Левон Джавадян сообщил также, что в конце прошлого года Гегам Григорян провел слушания в Ереванской консерватории, в результате которых уже сегодня для участия в программе молодых оперных солистов приглашены больше 10 прекрасных голосов. Наш собеседник рассказал, что в театре уже начались работы над операми «Евгений Онегин» Чайковского и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.
Читайте также
«Наш оперный театр всегда отличался богатыми традициями, в первую очередь, яркими индивидуальностями, рядом с которыми прошли «крещение» и сделали первые шаги молодые деятели искусства. Следовательно, то же самое должно продолжиться и сегодня…», — отметил господин Джавадян. Он добавил, что в современном армянском оперном искусстве всего несколько имен – Асмик Папян, Анаит Мхитарян, Гегам Григорян, Барсег Туманян, и для молодых исполнителей большая удача быть рядом с ними.
Что касается Левона Джавадяна – пианиста по профессии, стоит отметить, что именно под его руководством свои первые шаги сделали такие востребованные на больших сценах артисты, как Геворг Акобян, Ованнес Айвазян, Давид Бабаянц, Липарит Аветисян, Магда Мкртчян и другие.
Самвел Даниелян
Газета «Аравот»
09.02.2016