Статья «Конфронтационная политика превратила Россию из союзника в угрозу для Армении» армянского политолога Армена Григоряна впервые опубликована фондом Jamestown Foundation в журнале Eurasia Daily Monitor 12-го февраля 2016г. Перевод на русский предоставлен автором специально для «Аравот» — Русская версия.
Представляем без сокращений:
8-го февраля в подразделениях Южного военного округа РФ, Черноморского флота и Каспийской флотилии началась внезапная проверка с объявлением полной боевой готовности. По официальным данным, целью ряда подобных мероприятий в течение 2016 г. станет подготовка к стратегическим командно-штабным учениям «Кавказ» (Gazeta.ru, 8.2.2016).
Читайте также
В проверке, окончание которой запланировано на 13-ое февраля, участвуют до 50 боевых кораблей, до 200 самолетов и вертолетов, около 8,5 тыс. военнослужащих. По сообщениям российских источников, проверка подготовки размещенных на южном направлении воинских соединений обусловлена в том числе и напряженностью в отношениях с Турцией, а также возможным усилением группировки НАТО в черноморском регионе (Gazeta.ru, 11.2.2016).
Российские независимые военные эксперты проявляют настороженное отношение к проводящимся маневрам. По мнению П. Фельгенгауэра, учения могут быть связаны с осадой Алеппо сирийской армией при поддержке ВКС России и возможностью дальнейшей эскалации, вплоть до участия российских подразделений в наземной операции (Nv.ua, 9.2.2016). П. Фельгенгауэр также указывает на склонность российского военного командования использовать учения в качестве прикрытия переброски войсковых группировок, как это происходило перед вторжением в Грузию в 2008 г. и перед оккупацией Крыма в 2014 г. (см. Eurasia Daily Monitor, 11.2.2016). Ранее им также отмечалось, что практика проведения внезапных проверок может привести к эскалации напряженности в отношениях с НАТО (Novaya gazeta, 6.6.2015). В свою очередь, А. Гольц также отмечает, что нынешняя внезапная проверка может быть подготовкой к широкомасштабной операции в Сирии с целью закрепления относительного успеха в Алеппо, однако результатом может стать усиление конфронтации с Турцией (Yezhednevnyi zhurnal, 9.2.2016). Ранее, после сообщений о том, что еще один российский самолет нарушил воздушное пространство Турции и объявления «оранжевого» уровня тревоги в турецких ВВС, А. Гольц отметил в интервью для «Немецкой волны», что исключить возможность локального российско-турецкого военного конфликта нельзя (DW.com, 1.2.2016).
102-ая военная база РФ в Армении также была привлечена к проведению учений. Многие армянские аналитики считают, что сохраняется риск вовлечения Армении в конфронтацию между РФ и Турцией; подобные предупреждения высказывались и ранее (см. Eurasia Daily Monitor, 11.12.2015). Посол РФ в Армении И. Волынкин не исключает возможности использования 102-ой базы в случае вооруженного конфликта с Турцией, заявляя, что договоры о статусе военной базы позволяют российской стороне принимать решения самостоятельно (Lragir.am, 9.2.2016). Армянские официальные лица воздерживаются от разъяснений по поводу угрозы вовлечения в конфронтацию. Исключение составляет министр обороны С. Оганян, вкратце заявивший, что в случае региональных вызовов Армения не останется непричастной (Lragir.am, 10.2.2016).
Тем временем, нарастает интенсивность российской пропаганды в Армении, зачастую принимающей гротескные формы. Так, масс-медиа с упоением тиражируют предложение ряда депутатов Государственной Дупы РФ денонсировать российско-турецкие договоры 1921г. о «дружбе и братстве» (Lenta.ru, 8.2.2016). В свою очередь, известный своими «патриотическими» (в современном российском понимании) взглядами профессор МГИМО А. Мигранян, недавно выступавший на конференции в Ереване, заявил в интервью, что армяне должны радоваться противостоянию РФ с Турцией, а не печалиться о возможных последствиях, а также сделал ряд оскорбительных высказываний в адрес противников политики РФ (Tert.am, 4.2.2016). Профессорская брань, также как и его взгляды в целом, заставили ряд журналистов задаться вопросом о мотивах людей, приглашающих его в Армению. Говоря об уровне миграняновской риторики, можно вспомнить также его отповедь противникам оккупации Крыма, включавшую похвалу в адрес А. Гитлера (Izvestia.ru, 3.4.2014).
Российская пропаганда зачастую прибегает и к откровенным фальсификациям. Так, упомянутое ранее интервью А. Гольца было процитировано одним из армянских вебсайтов с добавлением ложно приписанного А. Гольцу провокационного заявления о том, что в случае военного столкновения с РФ Турция распадется (Armlur.am, 2.2.2016). Аналитикам, знакомым с публикациями А. Гольца, знающим о его профессиональной репутации, очевидно, что подобное высказывание совершенно не в его духе, а могло быть скорее высказано деятелем уровня В. Жириновского. Однако менее информированная аудитория могла быть введена в заблуждение.
Возможно предположить некоторые причины подобной пропагандистской кампании. Во-первых, тяжелая экономическая ситуация (см. Eurasia Daily Monitor, 5.1.2015; 28.1.2016) стимулирует дискуссии о будущем армяно-российских отношений, о поставках российского оружия Азербайджану и о двусмысленной политике Москвы в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Кризис российской экономики и его влияние на Армению вынуждает признать нецелесообразность членства в Евразийском союзе, возникают вопросы по поводу препятствий, чинимых РФ сотрудничеству Армении с Ираном в области энергетики, и по ряду иных поводов. При этом основные армянские политические силы продолжают хранить верность РФ. Однако очевидная попытка посредством пропаганды обострить страх перед Турцией скорее всего имеет целью поддержать образ России в качестве незаменимого защитника армян. С другой стороны, РФ может попытаться использовать угрозу прямого конфликта с Турцией для дальнейшего усиления влияния в Армении и последующего принуждения к еще большим уступкам. Так, желание Еревана остаться в стороне от возможной войны с Турцией может привести к большей сговорчивости и согласию на проведение российской «миротворческой» операции в Карабахе. Однако если начнутся российско-турецкие переговоры с целью снижения напряженности, Москва может использовать влияние на Ереван в качестве козыря, вынудив Армению на определенные уступки в интересах Турции. Так или иначе, зависимость Армении от России стала не только источником дефицита демократии, экономического и демографического спада, но и угрозой безопасности в условиях роста региональных рисков.