Украина спасла другие страны постсоветского пространства, остановив российское вторжение на Донбассе. Такое мнение в интервью агентству УНИАН высказал доктор исторических наук, профессор Андрей Зубов. Весной 2014-го года он был одним из немногих в России, кто публично выступил против захвата украинского Крыма, за что поплатился изгнанием из МГИМО.
«Непредсказуемая и очень опасная – «unpredictable and very dangerous», – такой термин употребляется по отношении к российской политике на всех самых солидных международных форумах, где я принимал участие. Сначала Украина, потом Сирия. Кажется, Россия сама себя загоняет в тупик. Если хоть грамм разумности есть у нынешнего российского руководства, то понятно, что, после того, что получилось с Украиной, ни один нормальный правитель не полезет в Казахстан или Беларусь. Ведь зубы в Украине сломались, и ничего не получилось», — сказал Зубов.
По его словам, сейчас для кремлевской власти самое главное – добиться снятия санкций при максимальном сохранении того, что уже успели отхватить в Украине, вопрос только – удастся ли это. На Западе звучит немало голосов, готовых компромиссу, но в целом Запад тверд и продолжает ждать выполнения «Минска-2» и решения крымского вопроса, констатировал историк.
«Я думаю, что если в украинской власти не полные дураки, то они должны сейчас требовать на Донбассе контроль над границей, выборы под международным наблюдением, а дальше – внутреннее урегулирование. Еще немного — и Москва на это пойдет. Альтернатива – новые глобальные военные действия. Для России это катастрофа», — считает Зубов.
Читайте также
Историк сравнил захват Россией Крыма с аннексией нацистской Германией в 1938-ом году Австрии.
«Когда начали происходить известные события 26-27 февраля 2014-го года, то у меня в голове постоянно была та аналогия с Австрией, Судетами, Клайпедой (Мемелем). Все эти территории были аннексированы Гитлером. Я чувствовал, что это надо сказать. Одинаковые действия вызовут одинаковый результат. Иначе не бывает», — подчеркнул он.
«Я не раз говорил, что эти сравнения даже не в пользу России. Потому что гитлеровская Германия была сильным, хоть и гадким, но государством с растущей экономикой, это был режим, набирающий обороты, работала промышленность, народ был консолидирован. Здесь же другое дело: Россия уже находилась в тяжелом экономическом положении благодаря неумелой экономической политике власти, страна стала сырьевой, чего не было до 1917-го года и в советское время. Россия, во всех отношениях, намного более уязвима и зависима от международного сообщества, чем нацистская Германия в 1938-ом году», — добавил Зубов.
Он напомнил, что если для Германии аннексии территорий других государств прошли на «ура», первые военные кампании в 1939-ом, 1940-ом и даже в 1941-ом годах – на первом этапе против Советского Союза – были сплошным успехом, то Россия сразу столкнулась с неудачей, даже «украинскую кампанию» осуществить не смогла.
«Крым аннексировали, используя эффект внезапности, а уже в проекте «новороссия» потерпела полное поражение. Это было ясно в ходе сражения за Иловайск в августе 2014-го года. Да, Россия это сражение выиграла, а кампанию проиграла», — считает историк.
Полный текст интервью с Зубовым размещен на сайте УНИАН.
Фото – УНИАН