Ряд российских общественных и религиозных организаций обсуждал вопрос о «патриотизации литературы» в школах. Во время обсуждений было предложено изъять из школьных программ романы Толстого, Достоевского и Булгакова. Один из участников, ссылаясь на собственный опыт, отметил, что сложные философские вопросы, которые поднимаются, в частности, в романах «Война и мир» и «Преступление и наказание», для школьников недоступны. Инициативу поддержал и руководитель Русского академического фонда Роман Путин (племянник президента РФ), он признался, что не читал в школе роман Толстого. (Не сомневаюсь, что значительная часть нынешней элиты России не читала те романы, идеи которых воодушевляли несколько поколений российской и советской интеллигенции).
На самом деле проблема, конечно же, не в содержании романов этих авторов, ясно, что в разном возрасте мы воспринимаем мировые шедевры с разной глубиной. Опасения нынешней элиты РФ заключаются в том, что упомянутые писатели критически относились к российской действительности своего времени и говорили об изъянах, присущих и нынешней российской (и не только российской) реальности, а это помешает «патриотическому» воспитанию юношей.
Хотя они и не читали, например, Толстого, но слышали, что этот гениальный писатель с большим предубеждением относился к официальной религии, войнам, имперским амбициям, любой власти и собственности, что противоречит «прогосударственным» и «патриотическим» догмам. Царская и советская цензура этот факт в расчет не брала. А для нынешних цензоров это, оказывается, проблема. Царские и даже коммунистические чиновники понимали, что одурачивание и люмпенизация людей должны иметь пределы. Крайне невежественная и безмозглая масса, в конечном счете, становится опасной и для власти, когда возникает дефицит «еды». Правители сегодняшней России не столь дальновидны, им кажется, что 90-процентный рейтинг останется навечно. Опасность той же люмпенизации существует и в Армении: не дай Бог, если кто-то решит, что Грант Матевосян или Амо Сагиян слишком сложны для наших школьников, и решит заменить их на «патриотичных» писателей 1960-70-х годов.
… Как известно, ярлык «русофоб» имеет довольно широкое распространение. Если кто-то осмеливается не симпатизировать гению Путина, значит, он «русофоб». Но мне кажется, что настоящий русофоб – тот, кто не оценивает по достоинству созданную русским народом высокую культуру.