Правительство в очередной раз берет кредит, но на этот раз для покрытия неуплаченных долгов ЭСА станциям, производящих электроэнергию. Вопрос об этом кредите не был включен во вчерашнюю повестку правительства, однако министр энергетики и природных ресурсов Ерванд Захарян доложил об этом на заседании правительства. После заседания журналисты поинтересовались у министра о деталях кредита. Как сообщил Ерванд Захарян, кредит предоставит Всемирный банк сроком на 30 лет, с 14-летним льготным сроком и 1,5-процентной ставкой. Министр сказал, что данный кредит не повлияет на тарифы электроэнергии. По словам Захаряна, кредит будет направлен на погашение накопившихся долгов «Электросетей Армении» и некоторых займов. На вопросы, какого объема этот кредит, и почему правительство должно влезать в кредитные долги из-за ЭСА, который, по сути, вновь будут закрывать граждане Армении, Захарян отвечать отказался.
На замечание журналистов по поводу многочисленных жалоб граждан о том, что плата за использованное в январе электричество была удвоенной, и ЭСА выставила огромные счета за потребленную гражданами электроэнергию, Захарян сказал, что министерство тоже получило подобные жалобы, они вместе с ЭСА изучают проблему и на поднятые вопросы вскоре будет дан ответ. «Но мне не кажется, что подобное имеет место», – сказал Захарян по поводу сообщений о раздутых цифрах ЭСА, представленных населению.
В свою очередь экономист Артак Манукян в беседе с Aravot.am по поводу кредита, который правительство берет для покрытия долгов ЭСА, сказал: «Прежде всего, их обоснование, что тариф на электроэнергию не повысится, и то, что нет разговоров о снижении, делает заявление несерьезным. В прошлом году правительство отмечало, что возник долг на 36 миллиардов драмов станциям по выработке электричества, то есть, из-за энергетической бреши. 12 миллиардов из 36 закрыли в 2014-ом году повышением тарифа, в 2015-ом году подорожание электричества обосновывали тем, что долг в 24 миллиарда драмов закроют в ускоренном темпе, и больше долгов не будет. То есть, при других равных условиях в августе 2016-го года, по большому счету, мы должны были ожидать уменьшение тарифа, и это подтверждал председатель Комиссии по регулированию общественных услуг Роберт Назарян. И сейчас говорить, что, мол, берем кредит, но тариф не повысится, нелогично».
Читайте также
По словам Манукяна, Ерванд Захарян в последнее время говорил, что менеджмент ЭСА улучшился, потери снизились. В таком случае, внутренняя эффективность имеющей монопольные позиции ЭСА повышается, что означает и увеличение дохода, и тогда непонятно, почему правительство берет кредит для ЭСА. Брать кредит для частных компаний государством – нормально, но как сказал экономист, это делается в том случае, если на данном рынке есть негативные тенденции, как было сделано во время кризиса в 2009-ом году, когда правительство взяло кредит для Зангезурского медно-молибденового комбината, а в случае с ЭСА такой проблемы нет: «В прошлом году подняли тариф на электричество, и брать сейчас кредит с аморфной целью, которую нарекли уплатой долгов производящим станциям – неприемлемо. Неясно, какая часть суммы будет предоставлена станциям, какая использована с другой целью. В конце концов, повышением тарифа на электроэнергию закрыли эту брешь, для чего теперь берут кредит – неясно. И вообще о повышении тарифа не может быть даже речи, есть множество факторов, которые влияют на снижение тарифа».