«Давайте считать, что там бездонное и непроходимое болото»
Выступая 12-го февраля по вопросу реализации изменений в Конституции, Cерж Саргсян, говоря о будущем политической системы Армении, заметил, что наш регион и наша родина стоят на пороге новых, многослойных и меняющихся вызовов: «Естественно, эти вызовы и угрозы не могут нас обойти. Говоря «нас», я имею в виду и Армению, и Арцах, и рассеянное по всему миру армянство. Однако мы из нашего исторического опыта хорошо знаем, что любой вызов также является и возможностью».
Отметив, что обсуждение положения Армении невозможно без четкой оценки влияния внешнего мира, что наша непосредственная внешняя среда сложна, запутана и часто крайне противоречива, и Армения не может избежать также импульсов мирового рынка, он подчеркнул: «Мысль о том, что мы не будем жить хорошо, пока не решен вопрос Карабаха и осуществляемая Турцией блокада не ликвидирована, является неприемлемой. Причина недостатков управления нашей страной не в этом. Мы все хорошо и давно знаем позицию властей Турции и Азербайджана. Однако факт в том, что осуществляемая ими политика на протяжении лет не дала тех результатов, которые они хотели бы увидеть. Они пытались говорить с нами с позиций угроз, принуждения и силы. Говорить с нами в такой форме недальновидно, и это не даст никакого результата, как не дало до сих пор».
Он еще раз констатировал, что переговоры вокруг Карабахского вопроса продолжатся, и позиция Армении останется неизменной: «Арцахский вопрос решается свободным самоопределением народа Арцаха. Все остальные вопросы производны от этого и найдут свое логическое и справедливое решение параллельно с урегулированием этой проблемы. Пока еще есть эта основная проблема, пока еще не определен статус Арцаха, никакой другой вопрос не может найти своего решения».
Читайте также
Что касается урегулирования отношений с Турцией, то С. Саргсян отметил, что в данный момент возможности для какого-либо прогресса он не видит: «Мы в этих условиях живем уже 25 лет. К этим условиям мы уже адаптировались и приспособились. Мы не связываем и не будем связывать возможности нашего прогресса с решением этих проблем. Мы должны смириться с той мыслью, что восточнее Мартакерта и Мартуни и западнее Гюмри и Армавира у нас нет каких-либо настоящих партнеров. Мы до сих пор жили без них, более или менее обеспечивая темпы развития. Давайте считать, что там бездонное и непроходимое болото».
Наши отношения с Грузией и Ираном развиваются в атмосфере добрососедства, отметил С. Саргсян, добавив: «Очевидно, здесь мы не сталкивались с какой-либо проблемой. Взаимоотношения с этими странами для нас очень дороги, и мы в том же духе продолжим работать с Тбилиси и Тегераном».
Обобщив речь, он подчеркнул: «В общем и целом, наша внешняя политика предсказуема и всегда была далека от какого-либо авантюризма. Мы всегда выступали в пользу формирования со всеми отношений, созданных на основе позитивного и взаимного уважения, доверия и выгоды. Мы никогда не пытались действовать в поле противоречий больших держав и важнейших геополитических центров, не пытались получить дешевую и краткосрочную сиюминутную выгоду от противоречий этих сил».
Тем самым Серж Саргсян констатировал, что сегодня Армения находится в сложной геополитической ситуации, даже заметил, что вызовы и угрозы не могут обойти нас. Давая оценку, что «любой вызов есть также и возможность», он, тем не менее, не указал ту помощь, которую Армения может ожидать, например, от стратегического партнера России.
Выдвигая в качестве императива внутренние реформы в Армении, формирование отношений с государствами на основе взаимного уважения, доверия и интересов, Серж Саргсян, по сути, констатировал и признал, что Армения, по большому счету, одинока в этой сложной и запутанной ситуации в бурлящем регионе. Но и посчитал неприемлемым то общеизвестное убеждение, что пока не решен вопрос Нагорного Карабаха и мы находимся в блокаде со стороны Турции, хорошо жить у нас не получится.
Обстановка на линии соприкосновения беспокоит НАТО
На днях с официальным визитом в Азербайджане побывал специальный представитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай, который обсудил с президентом и министром ИД Азербайджана ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. НАТО не участвует в процессе мирного урегулирования Карабахского конфликта, заявил в Баку Аппатурай, добавив: «У НАТО есть своя позиция по данному вопросу. Ситуации на линии соприкосновения войск вызывает беспокойство. Это сложная ситуация. Альянс считает, что стороны конфликта должны работать в направлении мирного урегулирования. Наша официальная позиция заключается в том, что мы поддерживаем МГ ОБСЕ и мирное урегулирование конфликта на основе взаимоприемлемых принципов».
А министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, коснувшись темы ожиданий, связанных с началом председательствования Германии в ОБСЕ, несколько дней назад подчеркнул, что Германия выступает за активизацию переговоров по Карабахскому урегулированию в рамках Минской группы ОБСЕ: «Честно говоря, не хочу принимать разновидность фатализма, согласно которой эти конфликты считаются «замороженными». Из года в год они продолжают быть источниками лишений для людей, задерживая развитие проблемных регионов. Мы хотим стабилизировать перемирие, установить доверие и облегчить повседневный быт людей, предпринимая небольшие, но ощутимые шаги, как, например, налаживание экономических связей», – сказал он. По словам Штайнмайера, в Карабахском конфликте беспокойство вызывают вооруженные столкновения по всей линии соприкосновения.
Германия выступает за активизацию переговоров в рамках Минской группы. Здесь важным шагом было бы создание механизма расследования нарушений режима перемирия, отметил он.
Официальный Баку, открыто игнорируя призывы международного сообщества, продолжает уклоняться от четких ответов на предложение о реализации идеи по созданию механизмов предотвращения пограничных инцидентов. Тогда как как международное сообщество в последнее время с новым рвением подчеркивает необходимость урегулирования Карабахской проблемы в рамках МГ ОБСЕ, препятствуя усилиям Баку перенести Карабахский вопрос в другие форматы.
А Бордюжа советует «читать Маркса»
На состоявшейся на днях в онлайн-конференции в Международном пресс-центре «Sputnik» из армянского павильона генеральному секретарю ОДКБ Николаю Бордюже напомнили о заявлении Сержа Саргсяна и поинтересовались, почему ОДКБ не реагирует на эту ситуацию, и не ставит ли молчание ОДКБ под сомнение значение и авторитет этой структуры. Оказывается, этот вопрос не понравился генеральному секретарю ОДКБ. Он отметил, что когда в последний раз побывал в Ереване, то передал Совету Безопасности пакет тех заявлений, которые были сделаны руководителями, министрами иностранных дел и другими компетентными должностными лицами государств ОДКБ, относительно ситуации на Кавказе. Бордюжа добавил, что удивлен, что армянские журналисты озвучивают такие вопросы, посоветовал обязательно ознакомиться с ежегодными итоговыми документами ОДКБ, заявлениями министров, в которых обязательно говорится и о ситуации на Кавказе. «Вы или не интересуетесь этим, или умышленно не говорите об этом», – упрекнул армянских журналистов Бордюжа и напомнил о своем интервью примерно месяц назад телеканалу «России-24», во время которого он сказал: «Мы с большой тревогой смотрим в том числе и на то, что происходит сегодня на Кавказе, особенно в связи с карабахским конфликтом, на линии соприкосновения – на то, что там уже применяются тяжелые вооружения, применяются танки, есть человеческие потери… Сегодня это очень страшная перспектива, потому что взорвется весь Кавказ».
Отвечая на другой вопрос о том, что власти Армении недовольны позицией ОДКБ в вопросе Нагорно-Карабахского конфликта, и возможно ли вследствие этого изменение ее позиции, генеральный секретарь ОДКБ отметил, что не видит необходимости в изменении позиции ОДКБ каким-либо образом в отношении «этого весьма чувствительного вопроса», так как ОДКБ не участвует в процессе урегулирования карабахского конфликта, и все государства – члены ОДКБ выступают за то, чтобы конфликт был урегулирован исключительно политическими методами, мирным путем, и что все государства против роста напряженности на армяно-азербайджанской границе и применения тяжелой артиллерии. Затем генеральный секретарь ОДКБ посоветовал: «Остальное – читайте у Маркса, там все написано».
На саммите ОДКБ в декабре прошлого года Серж Саргсян, говоря об авторитете ОДКБ, отметил: «Каждый раз, когда вооруженные силы Азербайджана применяют стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийские установки против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеку, по Москве и Минску. Напомню, что у нас есть соответствующая статья в Уставе. И если мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем сложившуюся ситуацию, не считаем нужным взять трубку и поинтересоваться, что же происходит в союзнической Армении, но при этом еще и голосуем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двусторонние декларации с третьими странами, текст которых направлен против союзников по ОДКБ, то мы просто подставляем под эти выстрелы всю нашу Организацию, ее престиж, ее значимость».
При этом Николай Бордюжа явно игнорирует ситуацию, царящую на границе Армении и Азербайджана, предпочитая развивать мысль о недопустимости дальнейшей эскалации военных действий в Карабахском конфликте и указывая на ответственность Минской группы ОБСЕ. Однако что мешает, ОДКБ хотя бы один раз выступить с заявлением и осудить факт посягательства Азербайджаном на границы члена Организации – Армении, в результате которых есть погибшие и раненые среди мирных жителей?
Еще одно уточнение, которое было сделано Бордюжей по поводу того, что 102-я военная база не предусмотрена для противодействия турецкой армии. На вопрос, достаточно ли потенциала 102-й военной базы для противостояния турецкой армии в случае возможной российско-турецкой войны, Бордюжа ответил: «Потенциал 102-й базы я считаю достаточным для решения тех задач, которые на нее возложены. Тем более, что 102-я база – это не база для противостояния турецкой армии, а для обеспечения стабильности в этом регионе. И если она будет действовать, то, естественно, она будет действовать в системе других мер, которые будут приниматься руководством стран региона, в том числе Российской Федерации. Поэтому я не вижу необходимости для того, чтобы сегодня наращивать какие-то силы».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
19.02.2016г