Парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны Украины обнародовал стенограмму заседания Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) от 28-го февраля 2014-го года, передает ВВС.
На этом заседании высшие руководители Украины, только начинавшие выполнять свои обязанности после бегства из страны президента Виктора Януковича, обсуждали последние события в Крыму.
В ночь на 27-ое февраля 2014-го года российские спецназовцы захватили и блокировали Верховную раду и Совет министров Крыма; в заблокированном парламенте было принято решение о проведении референдума о статусе полуострова, а также был «переизбран» спикер Верховной рады Крыма и крымский премьер.
Крым — это Украина?
Читайте также
Согласно стенограмме заседания, тогдашний руководитель СБУ Валентин Наливайченко информировал членов СНБО о том, что новые руководители Крыма — председатель Верховной рады Крыма Константинов и председатель Совета министров Аксенов — «ключевые фигуры Крыма, находятся в полном сотрудничестве, взаимодействии и планировании с военными российского Черноморского флота».
Председатель СБУ также сообщил присутствующим о «полномасштабном использовании военнослужащих РФ», о «переходе фактически на сторону врага» «Беркута» и других правоохранительных органов, служивших в Крыму, а также о том, что аэропорты и другая транспортная инфраструктура Крыма или берутся под контроль, или блокируются переодетыми военнослужащими Черноморского флота РФ.
В то же время министр внутренних дел Арсен Аваков сообщал, что списки личного состава бойцов «Беркута», которые перешли с оружием «на сторону агрессора» передают прокуратуре для возбуждения уголовных дел.
Кроме того, он предупреждал, что внутренние войска и ППС Симферополя пока несут службу, но противодействовать русским не будут.
Крым — только начало
Между тем тогдашний министр обороны Игорь Тенюх заявил, что на фоне последних событий в Крыму под прикрытием учений происходит концентрация российских военных вдоль всей восточной границы с Украиной: «Их цель — не просто демонстрация силы, но реальная подготовка к вторжению на нашу территорию: переход и выполнение боевых задач».
Игорь Тенюх также сообщил некоторые данные о численности и вооружении российских войск на киевском, харьковском и донецком направлениях:
— 38 тыс. военных
— 761 единица танковой техники
— 2200 бронированных машин
— 720 артиллерийских систем
— 40 ударных вертолетов и 90 вертолетов боевого обеспечения
— 90 самолетов штурмовой авиации
— 80 кораблей ВМФ РФ в акватории Черного моря.
По словам министра обороны, те, кто захватывает объекты в Крыму, — это спецназ, который прошел боевую выучку в горячих точках России. Он также сообщил, что боевой состав российских вооруженных сил в Крыму превышает 20 тысяч человек.
В то же время он высказал просьбу о том, чтобы не было прямого военного контакта.
«Мы не готовы к полномасштабной войне. Буду говорить откровенно. Сегодня у нас нет армии», — заявил министр обороны Игорь Тенюх.
Он сказал тогда, что по всей стране можно было собрать военную группировку численностью около 5000 военнослужащих, способных выполнять боевую задачу.
Он предупредил членов СНБО, что если российские части войдут утром со стороны Черниговской области, то к вечеру они уже будут в Киеве.
Что делать?
На заседании 28-го февраля 2014-го члены СНБО не только делились информацией о событиях в Крыму и на восточной границе Украины, но и решали, какими могут быть дальнейшие шаги Киева.
Мысли о том, что Украина не готова к полномасштабной войне, разделял не только министр обороны.
«Мы не готовы к военной операции, к сожалению для нас. И это знают россияне», — считал премьер-министр Арсений Яценюк. Он также отмечал, что введение военного положения станет фактически объявлением войны Российской Федерации.
Александр Турчинов.
Виталий Ярема, тогдашний первый вице-премьер, отвечавший за правоохранительный блок, заявил, что введение военного положения не поможет в сложившейся ситуации. «Мы не можем привлекать органы внутренних дел, которых на сегодняшний день нет, и также Службу безопасности, которой фактически не существует», — пояснил он.
Председатель СБУ Валентин Наливайченко также заявил, что западные партнеры Украины просят Киев воздержаться от начала военного сопротивления. «И американцы, и немцы — все в один голос просят нас не начинать каких-либо активных действий, так как, по данным их исследований, Путин использует это для начала широкомасштабного сухопутного вторжения», — сказал Наливайченко.
Юлия Тимошенко, участвовавшая в заседании на правах политического лидера, хотя в то время всего лишь возглавляла парламентскую фракцию, призвала членов СНБО ни в коем случае не вводить военное положение, чтобы не попасть в ловушку Путина.
Реагируя на предложение тогдашнего исполняющего обязанности президента Александра Турчинова о немедленной мобилизации и переброске войск из западных областей на восток и юг страны, Тимошенко заявила, что это спровоцирует массовую панику.
«Еще больше паника будет, когда на Крещатике будут российские танки», — ответил своей бывшей политической соратнице и.о. президента Александр Турчинов.
Впрочем, когда дошло дело до голосования о введении военного положения, он оказался единственным членом СНБО, проголосовавшим «за».
Взгляд назад
Члены парламентского комитета также заслушали доклад первого заместителя директора главного управления разведки министерства обороны Вадима Скибицкого.
Он назвал несколько факторов, которые, учитывая события двух последних лет, свидетельствуют, что аннексия Крыма Россией и участие в конфликте на востоке Украины были давно спланированной операцией.
По словам Скибицкого, точкой невозврата можно назвать 2008 год, когда Украине так и не удалось получить от западных партнеров плана действий по членству в НАТО, когда российский президент Путин заявил тогдашнему президенту США, что «Украина — это даже не государство», и когда российская вооруженная агрессия в Грузии не получила надлежащего международного ответа.
«В Грузии отрабатывались все элементы будущей гибридной войны против Украины — от создания пропагандистского образа врага среди российского населения до нейтрализации вмешательства стран Запада за счет проведения специальной операции по «принуждению к миру «, — сказал он.
Представитель министерства обороны обратил внимание и на 2010 год, когда президентом Януковичем были подписаны так называемые Харьковские соглашения, которые обеспечивали Украине скидку в цене на российский газ в обмен на продление базирования в Крыму российского флота. По словам Вадима Скибицкая, «Харьковские соглашения» обеспечили модернизацию российских войск в Крыму.
Представитель ГУР также упомянул и о совместных российско-белорусских учениях «Запад-2013» в сентябре 2013 года на территории Белоруссии, Западного военного округа России и в акваториях Баренцева и Балтийского морей.
По словам Вадима Скибицкого, параметры этих учений очень похожи на то, как разворачивались события в Донецкой и Луганской областях в первой половине 2014 года.
«Агрессор рассчитывал на применение Украиной военной силы для восстановления власти в Крыму, что давало России фактически легитимные основания для военного вторжения в Украину. План российской Федерации предусматривал оккупацию восточной и южной Украины и создание коридора через Одесскую область в Приднестровье», — заявил Вадим Скибицкий, предоставив данные о численности российских войск на восточной границе Украины на март 2014 года.
Планы не осуществились
Представитель министерства обороны заявил, что пока планы России в отношении Украины не осуществились из-за «удачных действий украинской власти, просчетов российской стороны в оценке ситуации в других (кроме Донецкой и Луганской. — ред.) областях Украины и мощного сопротивления украинского населения».
В то же время Вадим Скибицкий отмечает, что «режим Путина не отказывается от своих целей в отношении нашей страны, включая в себя дезинтеграцию страны, установление российского контроля над нашим государством и восстановление пророссийской власти в Украине».
Россия долгое время отрицала участие своих военных в событиях февраля-марта 2014 года в Крыму, которые привели к аннексии Крыма Россией. Но в марте 2015 года в интервью для фильма «Крым. Путь на Родину» российский президент Владимир Путин рассказал, что вооруженные силы его страны сыграли ключевую роль в тех событиях.
Россия также отрицала участие своих военных в конфликте на востоке Украины. Однако в конце 2015 года президент Путин сделал заявление, которое могло бы толковаться как признание причастности России к конфликту в Донбассе:
«Мы никогда не говорили, что там (в Донбассе — ред.) нет людей, которые занимаются там решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере. Но это не значит, что там присутствуют регулярные российские войска. Почувствуйте разницу», — сказал российский президент.
Фото — ВВС