Лента новостей
Новости дня

Будущее многострадальной армяно-иранской железной дороги

25 февраля,2016 21:23

Конкретные шаги для строительства армяно-иранской железной дороги

 «В ближайшие годы начнется строительство железной дороги Иран-Армения»,- в октябре 2008-го года в своем послании народу и парламенту заявил Серж Саргсян. За этот период времени недостатка в противоречивых заявлениях о будущем железной дороги не было.

Но на днях иранская сторона сделала заявление, вселяющее надежду. После снятия санкций Тегеран начал предпринимать конкретные шаги в направлении строительства армяно-иранской железной дороги, на встрече с журналистами заявил посол Ирана в Армении Сейед Казем Саджади. Он заверил, что снятие санкций с Ирана положительно повлияет на экономические отношения с Арменией. Посол рассказал, что иранские специалисты в ближайшем будущем посетят Армению для исследования технических возможностей строительства железной дороги Иран-Армения: «Касательно строительства железной дороги нужно отметить, что министр транспорта и связи РА, а также министр дорог и градостроительства Ирана провели переговоры на данную тему, и в ближайшем будущем предусматривается визит иранских специалистов и экспертов в Армению для проведения исследований по части технических обоснований»,- отметил дипломат. «ИРИ и РА считаются соседними странами, и у нас нет ограничений в плане развития экономических отношений. В последнее время активизировались взаимные визиты между высокопоставленными лицами двух стран, в ближайшее время мы станем свидетелями расширения отношений между двумя странами. Полагаю, наши страны воспользуются взаимными возможностями»,- добавил посол.

О перспективах строительства железной дороги Иран-Армения на днях примечательное заявление в интервью 1in.am сделал чрезвычайный и уполномоченный посол Китайской Народной Республики в Армении Тянь Эрлун. Он отметил, что некоторые китайские компании заинтересованы в строительстве железной дороги. Отвечая на вопрос о возможности финансирования Китаем железной дороги Иран-Армения, дипломат отметил: «Я так отвечу на этот вопрос: сегодня есть китайские компании, которые заинтересованы в изучении возможного сотрудничества вокруг этого проекта».

Очевидно, что главная задача – финансирование проекта, который оценивается в 2.5-3 млрд. долларов США, и армянская сторона пытается найти финансовые средства для строительства армяно-иранской железной дороги, а Китай является одним из возможных инвесторов.

Отметим, что в январе министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян рассказал Радио Азатутюн, что в результате переговоров была достигнута договоренность о создании международного транспортного пути, связывающего Индию с Европой через территории Ирана, Армении, Грузии и Черное море. Иранской стороне был представлен новый железнодорожный маршрут, связывающий две страны: вместо варианта Мегри-Вайоц Дзор-Севан был представлен вариант Мегри-Вайоц Дзор-Ерасх, технико-экономические обоснования этого варианта изучат также иранские специалисты.

Россия не препятствует строительству железной дороги?

В армяно-иранских проектах не только заинтересованной стороной, но и инициатором является Иран, который после снятия санкций  планирует привлечь иностранные инвестиции в размере  45 млрд  долларов. Министр экономики и финансов Ирана Али Тайебниа на днях заявил, что уже в текущем году Тегеран намерен привлечь инвестиции в размере 15 млрд долларов.

Что касается армянской стороны, то готовность углубления сотрудничества с Ираном, переговоры вокруг конкретных проектов еще не были гарантией того, что иранская сторона проявит интерес, который заметен сегодня.

Напомним, что в феврале прошлого года были отложены сроки утверждение графика мероприятий по строительству   железной дороги Армения-Иран, а также сроки принятия правовых актов о внесении изменений в концессионный договор, об этом заявил Гагик Бегларян, объяснив негативную позицию концессионера. В феврале на заседании правительство было принято решение посредством переговоров с концессионером до 30-го мая 2015-го года представить правительству РА предложения о принципах и механизмах строительства Южной железной дороги Армении. В тот день Гагик Бегларян отметил, что они надеются: «Мы же не будем жить с надеждой сто лет»,- в ответ заметил Овик Абраамян.

А в июне прошлого года глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин заявил, что проект по созданию железнодорожного сообщения Иран-Армения не имеет никакой эффективности: «Это как прорубить в стене окно в никуда: в стену соседнего дома». Тогда как в 2014-ом году тот же Якунин в беседе с журналистами отмечал, что строительство железной дороги Иран – Армения «достаточно реалистичный проект». Но, спустя несколько месяцев после этого заявления, оценки российской стороны изменились: уже в сентябре генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Виктор Ребец уже не считал невозможным строительство железной дороги Иран-Армения: «Считаю создание железной дороги Иран-Армения реалистичным. Премьер-министр РА в ближайшем будущем обсудит вопрос финансирования со своим китайским коллегой».

Уже осенью Гагик Бегларян заверил, что Россия не против строительства железной дороги Иран-Армения, хотя и признался, что в этом вопросе есть и геополитические проблемы. Несколько месяцев назад аналитический центр «Стратфор», касаясь строительства железной дороги Иран-Армения подчеркнул, что Россия категорически против данного проекта. Цена реализации проекта составляет 3 млрд 700 млн долларов. «Здесь нечего затруднять, это довольно объемный проект, речь идет о крупной сумме денег. Если бы у Армении были эти деньги, мы бы давно уже построили железную дорогу. Самая большая задача в том, чтобы найти соответствующих партнеров, которые вместе с нами реализуют проект. Процесс идет. Я конкретно ничего не заявляю, поскольку во время каждого визита что-то меняется, но могу сказать, что положительные сдвиги есть»,- отметил Бегларян. Касаясь заявлений «Стратфора», министр тогда заметил: «Я не мог сказать, что геополитических проблем нет, я сказал, что главная задача сегодня финансовая, все другие решаются посредством политических договоренностей». На вопрос, препятствует ли Россия строительству железной дороги, Бегларян дал отрицательный ответ.

Получается, что официальная позиция ЗАО «ЮКЖД» за последние годы несколько раз потерпела изменения. Заинтересованность Пекина проектом строительства железной дороги Иран-Армения, по всей вероятности, вызвала интерес российской стороны.

Что нужно сделать, чтобы РА воспринималась как основной транзитный маршрут?

19 февраля в резиденции президента Сержа Саргсяна обсуждались находящиеся в повестке дня вопросы отношений Иран-Армения. Совещание в резиденции президента было посвящено вопросам повестки дня отношений Республики Армения с Исламской Республикой Иран, текущим программам, новым инициативам, а также ходу выполнения поручений по конкретным работам, о чем доложил посол РА в ИРИ Арташес Туманян. Обращаясь к А. Туманяну, С. Саргсян отметил: «Я бы хотел, чтобы Вы представили подробный отчет о сегодняшнем состоянии отношений с дружественным Ираном и о будущем этих связей, делая при этом упор, в первую очередь, на экономический компонент.

Я бы хотел, чтобы Вы проинформировали нас относительно следующих задач: первое – естественно, что после снятия санкций с Ирана открываются большие возможности, намечаются новые программы в разных областях. Хотел бы понять, каковы возможности Армении стать приоритетным транзитным направлением на пути, связывающем Персидский залив с черноморскими портами».

С. Саргсян в этот день отметил, что при своих скромных возможностях Армения уже выделила сотни миллионов для того, чтобы в течение ближайших 3-4 лет построить магистраль Север-Юг, которая соединит северную границу Грузии с южной границей Ирана. «Мы бы желали знать, что думает иранская сторона, какие дополнительные шаги мы можем предпринять для того, чтобы, как я уже сказал, Армения рассматривалась в качестве приоритетного транзитного направления, поскольку думаю, что многие знают: это не только передвижение иранского транспорта по дорогам нашей страны, но и очень серьезный стимул для развития экономики Армении».

Следующая задача, по словам С. Саргсяна, сотрудничество в энергетической сфере: «Здесь мы также знаем, что делать. Знаем, что должны создать дополнительные инфраструктуры, дополнительные генерирующие возможности. Вы знаете, что эти работы находятся в процессе реализации. Хотел бы знать, есть ли на самом деле препятствия. Как и предусматривалось, у нас в течение двух лет появятся инфраструктуры с высокой пропускной способностью. Эти программы окажут очень большое влияние как на энергетическую безопасность, так и на социальный аспект».

Ереван в очередной раз акцентировал инвестиционные возможности Армении, тем более что Армения является единственной страной-членом EАЭC, которая имеет сухопутную границу с Исламской Республикой Иран. Серж Саргсян подчеркнул, что нужно выяснить, каковы ожидания деловых кругов Ирана, что армянская сторона должна сделать для того, чтобы они были заинтересованы в осуществлении инвестиций в Армению и продаже своей продукции как в Армении, так и на территориях ЕАЭС и ЕС.

Сегодня с инициативой капиталовложений в соседней республике выступают развитые страны мира, речь о многомилионных и многомиллиардных сделках. Возможностями Ирана Армения может воспользоваться, если власти Армении создадут условия для того, чтобы Армения заинтересованными сторонами воспринималась как основная платформа. Все зависит от политической воли.

Эмма Габриелян

Газета «Аравот»
23.02.2016г

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Февраль 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29