Примитивному мышлению «шустрых» должно быть противопоставлено иное мышление
Недавно директор издательства «Антарес» Армен Мартиросян рассказал мне, что в Армении в среднем из каждой изданной книги продается 40 экземпляров. В Грузии в 19 раз больше. Кто-то скажет: «Разве сейчас для книг? У людей денег на еду не хватает. Вот когда решатся экономические проблемы, тогда и начнут читать». Но это, думаю, иллюзия. И все с точностью наоборот, пока не начнут читать в двадцать раз больше, пока начитанность не окажется в почете, пока во взгляде «достигших успеха» и выступающих с высоких трибун людей мы не увидим «сияния книг», у нас не решится ни одна экономическая проблема. Так как эти проблемы обусловлены тем, что у нас государство все еще не состоялось, а одной из основ государства является его настоящая «элита».
Вопрос, разумеется, касается не только сегодняшнего дня, и не только Армении. «Даже те сложные проблемы, которые целиком относятся к материально-экономической сфере, в конечном счете могут быть решены только путем этизации убеждений. Самая целесообразная реорганизация устоев жизни общества способна лишь в какой-то мере продвинуть вперед, но не обеспечить полностью их решение. Единственный реальный путь для нас – прежде всего в старых условиях стать новыми людьми и, превратившись в общество с обновленным складом мышления, настолько сгладить противоречия между народами и внутри народов, чтобы вновь оказалась возможной жизнь в условиях культуры», – писал в 1960 году немецкий гуманист Альберт Швейцер. Кажется, что это вновь пустые мечтания интеллигента: ни Германия, ни мир не последовали за этим рецептом, по-видимому, и не собираются следовать.
Если бы 56 лет назад существовал интернет и Швейцер сделал бы такую запись в Фейсбуке, то он вряд ли собрал бы множество «лайков». Наоборот, вполне вероятно, что под записью появились бы «сердитые» комментарии, со ссылками на личные проблемы и недовольством в адрес тех или иных людей. Но не повторять ту простую истину, что устранить пороки можно только излечив общество, и что общество возможно вылечить только установлением перед ним высоких и «элитных» стандартов, не говорить об этом тоже было бы неправильно. Неправильно бояться казаться смешным, чересчур «идеалистом», неправильно беспокоиться по поводу того, какой «обиженный» и по какому поводу начнет выражать свое недовольство.
Читайте также
С учетом всего этого, я считаю принципиальным, чтобы в сегодняшней Армении люди продолжали публично говорить о сложных и «абстрактных» проблемах, продолжали издавать на армянском (обязательно на армянском, обязательно месроповскими буквами) серьезные, заставляющие думать книги армянских и иностранных авторов, сочинять и исполнять такую музыку, ставить такие спектакли, создавать такие полотна. Да, все это не предусмотрено для массового пользования, но я уверен, что косвенно влияет на массы: они в каком-то углу видят луч света, который, может, не понимают, очень вероятно, отрицают и иронизируют, но они знают, что это луч света, и подсознательно считаются с его существованием.
Я уверен, что одним из важнейших предусловий становления государства является становление «элиты», аристократии. В этих терминах необязательно видеть положительный смысл: элита может быть нацистской или сталинской, да, чудовищной, преступной, но никто, думаю, не будет отрицать, что эти государства состоялись и имели свою «элиту. Намного желательней, чтобы элита была наследственной, родовой. Мы с иронией относимся к тому факту, что в Грузии каждый второй себя считает «князем», однако, когда пробуждается это самосознание, государственное строительство продвигается намного успешнее, свидетельством чего является современная Грузия. Представители нашей 25-летней «элиты» прекрасно знают, что они ни в личностном плане, ни в плане рода не являются «элитой», а просто «сметливыми», «шустрыми» парнями, и ровно настолько отражают массовое мышление десятилетий (не только последних 25 лет).
Мишенью должно быть такое мышление, а не его носители. А мышлению можно противопоставить только мышление, причем такое мышление, которое мы условно считаем «элитным». Как сказал другой гуманист Лев Толстой – «делай как должно, и будь что будет».