Уже никто не сомневается, что 1-го марта оппозиция обязательно будет проводить митинги. Потому что не может не проводить. По нескольким причинам. Прежде всего, этот тот исключительный день, когда сегодняшней оппозиции удается собрать людей на Площади Свободы. И второе, все осознают и понимают, что память погибших «1-го Марта» мы обязаны уважать. И не имеем права забывать об этом злосчастном дне. И не забываем. Ужасно, конечно, что приход весны и первый ее день всегда будет связан с тяжелым воспоминанием о том ужасном дне. «27-ое Октября» и «1-ое Марта» – стыд и память, навязанные нам судьбой. И если мы даже очень того пожелаем, не сможем забыть, и каждый год первого марта вместо того, чтобы отмечать приход весны и пробуждение весны, будем вынуждены и обречены вспоминать и отмечать эту драму.
И надежды Гранта Багратяна, что перед предстоящими выборами в парламент оппозиционные партии и политики Армении объединятся и создадут блоки, вряд ли оправдаются, потому что, если наши оппозиционные партии не могут объединиться и организовать общий митинг в связи с годовщиной «1-го Марта», то вряд ли они смогут найти общий язык и прийти к общему знаменателю и в связи с выборами. Каждый из них хочет, грубо говоря, присвоить «1-ое Марта», а еще грубее – сорвать дивиденды из этой ужасной трагедии «1-го Марта». Тогда как в остальные дни года каждый из них вполне успешно предает «1-го Марта» забвению. Я сам затрудняюсь сказать, что и как следует помнить. Просто хочу сказать, что мы не должны превращать «1-го Марта» в повод для взаимной дискредитации и самовосхваления. Но, фактически, превращают.
На фоне всего этого и во всем этом в самом страшном и сложном положении и душевном состоянии пребывают родственники жертв. Они не могут определиться с какой оппозиционной силой им связывать надежды и кому верить. Или, с кем требовать справедливости. Или – от кого требовать справедливости. Их надежда, как и последняя надежда многих пострадавших граждан Армении, это правовые структуры Европы. Если европейские структуры начнут заниматься вопросом «1-го Марта», то наша оппозиционеры сразу же активизируются и начнут вспоминать эпизоды и детали «1-го Марта», которые сегодня подзабыты и преданы забвению. То же самое касается и трагедии и теракта «27-го Октября». Если иностранцы решат и начнут копаться в событиях, связанных с «27-ым Октября», память у оппозиционеров и у нас всех сразу прояснится.
Что касается «1-го Марта», то в этот день все мы должны выйти на улицу и скандировать: «Мы все – жертвы 1-го Марта», точно так же, как в день памяти Гранта Динка лучшие граждане Турции кричат: «Мы все Гранты Динки». Потому что 1-го марта в Ереване был отдан приказ убивать людей. Причем, убивать без разбора. То есть, на месте жертв «1-го Марта» мог оказаться любой из нас.
Читайте также
Воскан ЕРЕВАНЦИ
Газета «Аравот»
05.03.2016г