Передача этого божественного дара простому смертному ничего хорошего не сулит
Все ли действия человека обусловлены какими-то внешними факторами, или у него есть свобода воли, и если она у него есть, то где и в какой мере он может проявлять ее? Вокруг этого вопроса философы и теологи спорят, по меньшей мере, 25 веков. Спор только на первый взгляд кажется чисто теоретическим, философским. В ходе истории случается, что тому или иному народу «на голову сваливается» свобода. Однако в таких ситуациях свобода становится тяжелейшим бременем, которое люди не в состоянии и не хотят нести. Поиск средств к существованию становится сложным, ситуация – нестабильной, насыщенной стрессами, а будущее – туманным. Не лучше ли вручить свою свободу мудрому, доброму, совершенному существу, которое обеспечит наше более или менее сносное существование, и, выключив мозги, жить своей жизнью, ни за что не неся ответственности? Знакомая ситуация, не так ли?
Христианская традиция до Мартина Лютера (то есть, XV век) при всей путанице и нюансировкам в этом вопросе, в целом принимала свободу воли людей. Например, Августин Блаженный понимал сложность проблемы и признавался: «Когда защищаешь свободу воли, то кажется, что отрицаешь благодать Божию, а когда утверждаешь благодать, то кажется, что упраздняешь свободу». Наряду с этим, традиционные христианские мыслители (в том числе и армянские) не могли отвергать право человека на свободу выбора, так как в противном случае получилось бы, что у человека «нет места» для совершенствования, освобождения от грехов и воссоединения с Богом. Следовательно, они давали совет держаться за два «столпа»: благодать и свободу, рассматривая второе как путь к первому.
Конечно, были монахи, которые говорили, что Бог, без определенных причин, для одной части людей предусматривает добрые наклонности, а для другой – злые, но такое мышление осуждалось, как сектантство. Лютер и Кальвин, по сути, повторили тезис этих сект. Если часть армян любит повторять фатальную «мудрость» – «кто бы ни был ишаком, мы всегда седло», то Лютер приводил пример лошади: все люди – лошади, и на спинах некоторых из них сидит Бог, а на спинах другой части – сатана: таким образом, свобода воли уравновешивается, и все оставляется на «верха».
Читайте также
Такое авторитарное мышление может сделать человека очень ответственным, так как он должен постоянно доказывать, что на его спине сидит Бог, отсюда и, так называемая, «протестантская этика», и наоборот, крайне безответственным – что тут поделаешь, все уже предрешено. Эти крайне «детерминистские» подходы часто проявляются и в науке. Например, биолог может выразить убеждение, что поведение человека обусловлено исключительно генетическим кодом. Или «марксист» большевистского типа может утверждать, что все предопределено «общественным бытием». Напомним также, что одним из главных проявлений шизофрении является то, что ты всегда находишься под чьим-то контролем, и именно этим обуславливаются твои шаги.
Но главная христианская традиция, повторю, в той или иной мере оставляет все же место для свободы воли. Так думали и христианские мыслители новых времен. Например, датский мыслитель первой половины XIX века Серен Кьеркегор отмечал, что божественная сила не может противоречить божественному великодушию, и как сущность, имеющая истинные добродетели, Бог может дать людям возможность быть свободными даже от Него.
Люди, несущие тяжкое бремя свободы на своих плечах должны понимать, что ни они, ни кто-либо другой смертный не идеальны. И бегство от свободы, с упованием на чью-то идеальность, как поступали в XX веке, в частности, итальянцы, германцы и русские, как выяснилось, также не решение вопроса. Решение предложил британский христианский философ XVII века Джон Локк. Согласно ему, следует принять, что все мы (кроме Бога) не идеальны и грешны, и для того чтобы мы не пожирали друг друга, в государстве следует создать такие механизмы сдерживания, которые нейтрализуют «грешные» интересы одной группы такими же «грешными» интересами другой группы. Звучит не столь высокопарно и поэтично, но у ряда народов это получилось.
Арам АБРААМЯН
Газета «Аравот»
05.03.2016г