«Хотя женщины в Армении по уровню своей образованности не уступают мужчинам, тем не менее, они занимают должности на более низких уровнях», – об этом свидетельствует независимый эксперт Нвард Манасян, пришедшая к такому выводу после исследований в сфере дискриминации в отношении женщин.
По ее данным, в Армении женщины занимают 68,6% должностей низших уровней, не связанных с принятием решений. Исследование показало, что мужчины по численности уступают женщинам, но, тем не менее, занимают высокопоставленные и руководящие должности. 90,2% высших должностей и 59,9% руководящих должностей занимают мужчины. Исследование, которое было проведено при финансировании Фонда населения ООН, свидетельствует о том, что на предприятиях, где руководители – женщины, занятых женщин больше.
Автор доклада заметила, что женщины в Армении в основном заняты в тех сферах, где зарплата низкая и часто близка к минимальной. «Разрыв в зарплате вызывает тревогу, и имеет определенное негативное воздействие на изменение статуса женщины и участие в принятии решений в домашнем хозяйстве». Согласно докладу, демографические исследования в Армении показывает, что даже в случае личного дохода самостоятельные решения принимают всего лишь около одной трети женщин. В этом плане даже зарегистрирован регресс: если в 2000 году как распоряжаться доходом решали 36,4% женщин, то в 2010 году – 26,9%. В 2012 году эта цифра была меньше – 20,5%.
Исследование выяснило, что пол ребенка позволяет женщине в домашнем хозяйстве иметь боле высокий статус и участвовать в принятии решений. Предпочтительное отношение к мальчикам часто предполагает, что они будут более эффективными на рынке труда, и будут иметь больший доход. Примерно 20% женщин, принявших участие в опросе в нашей стране, предпочтение мальчика в семье обуславливает наличием финансового обеспечения и поддержкой. Для 60% мальчик может являться финансовой гарантией – как их личной, так и будущего поколения.
Исследование свидетельствует, что кроме физического насилия, женщины в Армении также подвергаются экономическому насилию, которое указывает на наличие стереотипов. 7,4% женщин, принявших участие в опросе в Армении, прекратили работать или отказались работать, так как их супруги не хотели, чтобы они работали. Если бы не было такого препятствия, то, согласно подсчетам, внутренний валовой продукт нашей страны – ВВП, был бы выше на 50-60 миллионов долларов. «Социальное дискриминационное нормирование и существующие экономические ограничения в жизни создают неблагоприятную среду для участия женщин в политических процессах», – отмечено в исследовании. Согласно исследованию, Армения – страна со средним показателем гражданской свободы, но показатель присутствия женщин в парламенте более скромен: «Несмотря на квотирование, закрепленное законом, пока еще нет тех удовлетворяющих условий, которые закрепят присутствие 20% женщин по пропорциональной системе. На уровне местного самоуправления отсутствие подобного квотирования, наряду с негативным влиянием других дискриминационных проявлений и стереотипов, может быть одной из возможных причин того, что в местных органах женщины не участвуют в принятии общественных решений и не формируют тот общественный авторитет, который впоследствии может стать предусловием для вовлечения в политические процессы на общенациональном уровне».
Читайте также
Согласно автору доклада, присутствие женщин в парламенте не закреплено и не гарантировано законом: «Следовательно, возможно такое, что после выборов, по разным причинам, число женщин уменьшится». В южнокавказских странах вовлеченность женщин вообще имеет стабильно низкий уровень.
Лусине БУДАГЯН
Газета «Аравот»
09.03.2016г