В свое время великие мыслители говорили, что писателей, создающих классические ценности, ученых или деятелей искусства при жизни не ценят. На самом деле — это цитата, основанная на горьких уроках жизни. А народ, в свою очередь, сочинил об этом пословицы. Кстати, в основном так и бывает: человек, живет, творит, но очень редко при жизни удостаивается оценки, которую заслуживает классик. Ради справедливости нужно отметить, что великие люди при жизни удостаиваются великих наград, тем не менее, «классик» — высокая оценка, никакие другие звания не могут обеспечить вечное имя, любовь и уважение поколений. Не говоря уже о тех мыслителях, чья деятельность граничит с фантастикой, о людях, которые проживают целую сознательную жизнь при условии остаться незамеченным, люди, о деятельности которых общественность узнает только после их смерти, а иногда даже спустя десятилетия, столетия после смерти. Речь о живших в разные времена людях с фантастическими возможностями, например, разведчики (Геворг Варданян, Рихард Зорге и другие), создающие сверхсекретное оружие и проводящие их испытания ученые – лучшие специалисты своего времени, но не известные общественности (Сахаров, Норайр Мисакян и другие), великие мыслители, подвергавшиеся гонениям церкви (Джордано Бруно, Коперник и другие), философы и деятели искусства, очень часто – политические деятели, которые подвергаются суровым наказаниям правителей своего времени, иногда проводя большую часть жизни в тюрьме.
Получается, что единственным судьей является время, которое не считается с оценками правителей по отношению к «простым смертным». Тем не менее, очень часто общество прилагает нескрываемые усилия, чтобы почитать достойных – от денежных вознаграждений до государственных званий, разных орденов и наград. Случается, что тому или иному деятелю искусства, спорта воздвигают памятники при жизни, как например Пеле – в Бразилии, Азнавуру – у нас, а когда-то царям – в период их правления.
Последние несколько десятков лет во многих странах мира, например, певцы и певицы, деятели искусства сами присуждают премии и стипендии, сами председательствуют на конкурсах, носящих их же имя. А иногда бывает так, что артист с большим опытом заработанные деньги вкладывает в свой же призовой фонд. Но во многих благовоспитанных странах, где ценят свою культуру, правительство учреждает награды в честь того или иного деятеля искусства, за счет государства образуется и призовой фонд, и как правило, председателем конкурса становится известный и заслуженный деятель. Таких примеров много, приведем несколько. В России были учреждены приз и стипендия имени Галины Вишневской при ее жизни, давно уже есть конкурсы, призы и стипендии имени Спивакова, Гергиева. Есть и международные фонды, носящие имена своих учредителей – «Бил Гейтс», «Сорос», «Линс», «Азнавур», «Джеральд Гафесчян».
Уверены, что в Армении будет вполне приемлемым, например, учредить приз или стипендию имени Ованнеса Чекиджяна. Более того – при жизни маэстро можно переименовать Национальный академических хор Армении, тем более, что коллектив, как в Армении, так и за ее пределами известен как хор Чекиджяна. Или же, очень приятно видеть, общаться, слушать музыку Мансуряна… Было бы очень приятно иметь приз имени Мансуряна, стипендию… Уже поставлен памятник Дживану Гаспаряну, и памятник композитору было бы лучше воздвигнуть при его жизни.
Читайте также
Рядом с нами сегодня живут живые легенды – оперный певец Гегам Григорян, артист балета, хореограф Вилен Галстян, пианистка Светлана Навасардян…
Утешает только одно: заслуженный деятель культуры РА Сергей Аракелян много лет назад начал серию изданий, создал настоящие «памятники» известным деятелями искусства при их жизни – Гоар Гаспарян, Офелия Амбарцумян, Галя Новенц, Светлана Григорян, Карп Хачванкян, Бабкен Нерсисян, Ованнес Чекиджян… а сейчас начал работы над книгой – альбомом «Рубен Матевосян». К сказанному добавим, что Государственная консерватория им. Комитаса и министерство культуры проводят конкурсы имени Татевик Сазандарян, Гоар Гаспарян, Павла Лисицяна и других, конечно же, после их земной жизни. А мэрия Еревана «дарит» им дома-музеи, улицы. Может, благодаря Национальному собранию, мэрии, не имеет значения, какой еще структуре, наши заслуженные деятели получат надлежащее внимание? Этот вопрос, определенно, нужно обсудить и решить.
«Аравот» обратилась к Ованнесу Чекиджяну со следующим вопросом: задумывались ли Вы когда-нибудь о том, чтобы академический театр носил Ваше имя? Маэстро с детской наивностью ответил: «Но ведь никто не поднимал такого вопроса, ко мне никто не обращался». А потом спросил: до вас дошли слухи? Уверены, что такой ответ маэстро в комментариях не нуждается.
Самвел Даниелян
Газета «Аравот»
04.03.2016г