Лента новостей
Новости дня

Искусство становления. Что лежит в основе 25-летнего зла?

15 марта,2016 21:23

Чтобы излечиться, надо вскрыть рану «скальпелем» истины, а затем простить и любить

Мексиканский писатель Дон Мигель Руис в книге «Искусство любви» предлагает свой рецепт лечения эмоциональных ран. Будучи врачом по образованию, он проводит параллели с физическими ранами. Вначале вы берете скальпель и вскрываете рану, чтобы оттуда вышел весь гной, это самая болезненная процедура. Затем промываете рану, а в конце накладываете лечебную мазь и перевязываете ее, пока рана не зарубцуется. В случае с эмоциональной раной роль скальпеля играет правда. Самое сложное дело принять правду о себе самом, этому препятствуют предубеждения, приобретенные в течение нашей жизни, стереотипы, ложные идеи, которыми нам промывают наши мозги с самого рождения. А самым ложным из них является то, что наши умственные и физические возможности ограничены, и какие-то вещи выше наших сил. В действительности же то, что может сделать какой-то смертный, могу сделать и я. Вскрыв рану, вы должны промыть ее, чтобы на вашей коже, в тканях, в крови не осталось никаких следов гноя, ни капли яда.

Что промывает эмоциональную рану? Ответ на этот вопрос был дан еще 2000 лет назад: единственное средство для «промывания» – это прощение. Простить самого себя, простить всех, простить даже то, что кажется невозможным простить. Это искусство, которому надо учиться, потому что наше воспитание, как правило, диктует нам поведение «обиженного» – смотри, на какие безрассудства и подлости я иду, потому что ты, моя жена, мой друг, мое правительство, мой Бог, обидели меня. После промывания раны надо наложить на нее лекарство и забинтовать. Что это за лекарство? Ответ дал тот же Учитель. Лекарство – Любовь. И она начинается, конечно, с любви к тебе. Если твоя душа наполнена этой любовью, то никто не сможет сказать тебе: я полюблю тебя, если… У тебя самого этого «добра» много, настолько много, что ты можешь делиться с другими, и никто не может шантажировать тебя этими «если» и предусловиями. Если ты получаешь и даришь любовь безгранично, то все твои эмоциональные раны заживают очень быстро.

И вот я думаю, а возможно ли подобным рецептом вылечить наше общество? Сказать и принять правду-простить-любить. Мне кажется, что, к сожалению, мы еще не приблизились даже к первому этапу. Те «истины», которые циркулируют в средствах информации, на улицах и в интернете, это урывчатые, местечковые, инстинктивные утверждения, которые не могут называться истиной. На самом же деле таких притязаний нет. Когда люди на улице спрашивают меня, надеяться ли им, что станет лучше, разве они хотят услышать от меня правду? Нет, им нужен один из двух вариантов ответов: первый, менее предпочтительный – да, не теряйте надежду, и второй, более предпочтительный – нет, надежды нет, чтобы их… Мой искренний ответ – «я чувствую себя хорошо, и вы тоже так поступайте, чтобы чувствовать себя хорошо» – вводит людей в заблуждение. Сказанное мной они воспринимают в духе поговорки – «имеешь ноготь, чеши голову», и в таком случае неясно: а эта страна, и это народ? Предполагается, таким образом, что тот бандит, который построил для себя дворец на 5 миллионов долларов, чувствует себя хорошо.

Но это далеко от истины. «Скальпель» жестокой истины начнет действовать тогда, когда будет сделана попытка честно сказать, в чем основа 25-летнего зла, зла, которому мы так или иначе способствовали. Если я сейчас выскажу мое мнение, меня живьем съедят, но это «скальпель», который должен причинить боль. Основа злобы в том, что 25 лет назад мы, хотя и под влиянием какого-то «романтического подъема», проголосовали «за» независимость: мы, за редким исключением, НЕ ХОТЕЛИ иметь государство, и такой вопрос серьезно не стоял в основе Движения 1988-го года. Мы хотели вернуть наши исторические земли, уничтожить турок, отомстить за Геноцид, и нам это частично удалось. В нашем подсознании не было понятия «государство». Если бы было, мы бы дали оценку предшествующим этому 70 годам, главным действующим лицам того периода и потом простили бы их.

Я боюсь слова «люстрация», которое в наших условиях может привести к мелкому сведению счетов, но предыдущим злодеяниям надо было дать оценку, чтобы потом простить. Те, кому сегодня 25 лет, должны иметь в своем подсознании понятие «государство». Если имеют, то они поймут, что было злом 25 лет. Когда поймут, они простят нас. Надеюсь – простят.

АРАМ АБРААМЯН

Газета «Аравот»
12.03.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать