Власти и оппозиция готовятся к выборам. Как всегда, борьба происходит не только между этими двумя полюсами политической сферы, но и внутри них самих. В частности, никто не поверит, что каких-либо интриг нет внутри Республиканской партии. Естественно, примерно через год должны состояться парламентские выборы, и примерно через два года Серж Саргсян больше не будет занимать пост президента. Когда речь заходит о высоких должностях, и, следовательно, о больших деньгах, без соперничества тут не обойтись.
Однако сведения о содержании этих интриг, вероятно, не столь точны. Например, говорится, что Армен Ашотян сейчас ведет борьбу за пост спикера парламента. Но этот политик, даже если у него имеется такое желание, по-видимому, не сможет это осуществить, потому что сначала он должен стать депутатом Национального собрания, и сделать это за один год будет очень сложно. Столь же фантастично звучит, на мой взгляд, предположение о том, что премьер-министр Овик Абраамян присоединится к партии Вардана Осканяна. Напомним, что в недавнем прошлом шли разговоры о том, что премьер-министр присоединится к ППА, но ничего подобного не произошло.
Интрига внутри правящей партии, как мне кажется, кроется в другом. Состоятельных людей в Республиканской партии, как мы знаем, не столь много, и для них потратить несколько сотен тысяч долларов не составляет большой проблемы. Вопрос заключается в том, кому из бизнесменов, должностных лиц и местных управленцев будет предоставлена возможность потратить эти деньги, чтобы быть избранным депутатом. Таким образом, за место в «окружных партийных списках» предстоит серьезный бой. Если, конечно, эта очень выгодная для власти норма сохранится в проекте Избирательного кодекса, а в этом почти нет никаких сомнений. Остается надеяться, что битва внутри Республиканской партии будет проходить без стрельбы и поножовщины.
Но если есть какая-то надежда, что стремящиеся в парламент бизнесмены и «авторитеты» сумеют договориться, то гораздо меньше вероятность, что общий язык найдут между собой оппозиционные партии. Предположим, что «квота» для оппозиции в Национальном собрании составляет 40 мандатов (давайте не будем питать иллюзий, что произойдет иначе). Кто может на них претендовать – ППА, «Наследие», АНК, «Свободные демократы», «Гражданский договор», «Просвещенная Армения», «Альянс», создаваемая Осканяном партия, «Свобода», «реорганизованный» «Оринац еркир», «обновленный» АОД, ДПА и ряд других партий (я извиняюсь перед всеми, чье имя забыл здесь упомянуть). На всех «пирога» явно не хватит. Приоритет получат те, кто будет иметь какие-то соглашения с властями, а также те, кому даст деньги Ара Абрамян.
Читайте также
Но в этой оппозиционной «толкотне» сложно не наступать друг другу на ноги, и взаимные обвинения неизбежны: «ты марионетка президентского дворца», «ты принадлежишь Роберту Кочаряну», «ты проект властей», «ты защищаешь интересы такого-то» и так далее. В плане морального авторитета выиграют те, кто подобного говорить не будет.