Вчера в Армянском Центре национальных и стратегических исследований (АЦНСИ) были организованы обсуждения по проблемам безопасности Армении в условиях кризиса в российско-турецких отношениях. По оценке директора Института востоковедения НАН РА Рубена Сафрастяна, Армения уже сделала свой выбор, став союзником России и членом ОДКБ. По мнению руководителя АЦНСИ Манвела Саргсяна, о каком еще выборе может идти речь, и как Армения может осуществлять выбор и выбрать противника России, это станет для них предательством: «Сейчас мы стоим перед фактом. Армения сегодня не имеет возможности совершить выбор, и у Армении в российско-турецких отношениях не интересуются, мол, как она к этому относится, и что думает по этому поводу. Ее всего лишь могут втянуть в конфликт. И физически у нее нет возможности противостоять этому».
Однако Рубен Сафрастян считает, что, говоря о российско-турецких отношениях, мы должны избегать эмоционального подхода и нам следует основываться на геополитических подходах: «Попытаемся думать на холодную голову. Нам не следует забывать 1920-ый год, когда большевистская Россия и кемалистская Турция разделили между собой Армению». Рубен Сафрастян рассказал, как в свое время Симон Врацян в критические дни, когда с севера наступала Красная Армия, а с другой стороны стояла кемалистская Турция, они обратились за советом к представителю Великобритании – что им делать? Тот ответил так: «Если заявятся турки, то они вас вырежут, а придут русские – не вырежут. Понятно, какую сторону вам следует выбрать».
Рубен Сафрастян отметил, что по оценкам Генерального штаба Турции, единственной силой в этом регионе, способной нанести поражение Турции, является Россия. А среди российской элиты есть группа, которая считает, что необходимо срочно восстановить отношения с Турцией: «Я не думаю, что мы должны радоваться обострению российско-турецких отношений и считать, что Россия будет совершать какие-то шаги ради нас, наивно ожидать чего-то подобного. Россия не пойдет на такое, и в некоторой степени смягчит свою позицию по Сирии. Внешняя политика России претерпит некоторые изменения в течение года. Я далек от той мысли, что нам поднесут что-то готовое на блюдечке в связи с Севрским договором или незаконными российскими решениями, попирающими наши права».