В первой половине 1990-х годов в моде была фраза «новые русские». Аналогичным образом были также новые армяне, грузины, молдаване и другие. Речь идет о тех людях, которые во время перехода к рыночным отношениям стали богаты благодаря удаче или случайности, сумели что-то украсть из огромного советского наследия, отобрать, и присвоить ее. Этих людей в анекдотах и юмористических скетчах представляли обалдевшими от неожиданно свалившегося «счастья», которые не умели ни говорить, ни думать, и не имели даже представления, на что можно потратить свои деньги, расходуя их сообразно своему скудному воображению и вкусу. Словом, точно так, как наши бизнесмены-депутаты парламента.
Как вы можете видеть, в этом смысле «новые русские» или «новые армяне», как и прежде, все еще существуют. Всего 20-25 лет назад это явление было новым и удостаивалось внимания юмористов-любителей и профессиональных юмористов, а теперь же стало обычным делом, и мы, журналисты, пишем об этом, когда какой-нибудь такой «новый армянин» искрится в парламенте перлами своего ума, или когда участвует вместе со своими «телохранителями» в стрельбе или поножовщине. Чисто в содержательном плане, эти армяне, однако, «старые», потому что они не ставят перед собой больших целей и живут, ограничиваясь психологией – как бы ухватить чего-нибудь побольше. Эти люди являются наследниками советских «цеховиков», заведующих складами, разворовывающих «общенародную собственность», секретарями-взяточниками райкомов партии.
Вообще-то, «старых» и «новых» армян я зачастую могу различить с первого же слова или первого взгляда. Тот, кто переходит улицу на красный свет или в запрещенном месте, а потом застревает посередине улицы, бегая между машинами, он из числа «старых». (Но обратите внимание, насколько за последние 10-15 лет уменьшилось число этих «выскочек»). Те, кто спрашивают у меня на улице, «а что ждет в конце этот народ (нацию, страну), или же – «а можно надеяться, что станет лучше», они – «старые». К «старым» относятся также и те, кто каждое свое «повествование» завершает «философским» выводом – «этот мир держится на лжи».
В чем кроется «старость» всех этих людей. Независимо от их социального и материального положения, они думают, что можно жить по инерции, растительной жизнью, с одной стороны, не ограничивая свои мелкие амбиции, с другой стороны, не прилагая усилий для собственного развития и самосовершенствования. Так можно было жить, отгородившись от всего, при самодостаточной советской системе, которая в нашем случае представляет собой один из вариантов азиатского базара.
Читайте также
Но особенно в последние 5 лет я все больше и больше вижу по-настоящему «новых армян». Они, конечно же, в основном молодые люди, они дисциплинированные и целеустремленные, они знают, чего хотят от жизни, а самое главное, не ждут, что им откуда-то на голову начнут сыпаться блага. Таких молодых людей я видел на проспекте Баграмяна в рядах движения «Я против!» в дни «Электрик Еревана».