Бывший депутат Национального Собрания НКР, бывший глава комиссии по внешним отношениям Ваграм Атанесян – об армянском вопросе в контексте российско-турецко-азербайджанских отношений, о предложении посредников по созданию механизмов расследования на линии соприкосновения в зоне Нагорно-Карабахского конфликта.
– После встречи президентов РФ и Армении, состоявшейся 10-го марта в Москве, пресс-секретарь президента России заявил, что решение карабахского конфликта может быть найдено только самими его участниками, а не международными посредниками. Стоит отметить, что сопредседатели Минской Группы ОБСЕ предложили применить механизмы расследования, с целью снижения рисков насилия на линии соприкосновения и на армяно-азербайджанской границе, но Азербайджан последовательно игнорирует это предложение. В последнее время США также проявляет активность в процессе карабахского урегулирования. Как на этом фоне можно рассматривать позицию Москвы, судя по заявлению пресс-секретаря президента РФ?
– Песков, по всей вероятности, попытался выразиться оригинально. Что означает «участники конфликта»? Россия, Франция и Германия являются участниками конфликта на востоке Украины? Если нет, то почему вмешиваются и предлагают Киеву решения? Ведь есть же Минск-1, Минск-2 и другие договоренности, приобретенные в международном формате, так называемым квартетом, а не посредством переговоров Киев-Донбасс или Киев-Москва. Другой вопрос, что в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта такой же заинтересованности Россия не имеет и иметь не может. Это давний конфликт, связанный с политикой Москвы в регионе, и российским властям не выгодно его решение ни в пользу Армении, ни в пользу Азербайджана. Не знаю, почему предложение сопредседателей касательно внедрения механизмов вызывает такой энтузиазм… Если вы думаете, что ОБСЕ внедрит сверхчувствительные устройства и статус-кво будет принят на международном уровне, то ошибаетесь: стабилизации ситуации на линии соприкосновения, как утверждает ОБСЕ, последует интенсификация переговоров. Посредники попытаются обеспечить прорыв. Но готовы ли мы к этому? Конечно же, было бы отлично, если бы на линии соприкосновения не было инцидентов, ситуация стабилизировалась, стороны шаг за шагом укрепили доверие, а Азербайджан принял бы статус-кво и независимость НКР в рамах существующих границ была бы легитимирована… Но это всего лишь мечты.
– Довольно интересной была также статья заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, опубликованная в издании «Военно-промышленный курьер» перед встречей президентов. «Форпост с вопросами», именно так была озаглавлена статья, в ней Храмчихин, касаясь возможности русско-турецкой войны и перспективы вовлечения в нее Армении, опубликовал информацию о пяти армейских корпусах и об имеющихся вооружениях. Есть ли в статье мессидж РФ, адресатом которого является армянская сторона?
Читайте также
– То, о чем написано в статье, известно давно, поскольку Армения представляет доклады в ОБСЕ и ООН. Та же самая ситуация с Азербайджаном. Задача не в том, что были опубликованы секретные данные, это, кстати, с большим успехом очень часто делают армянские СМИ. Статья Храмчихина омерзительна с точки зрения империалистических целей, тем, что в возможной русско-турецкой войне Армении не дается право выбора, то есть для него наша Родина, да простит меня Родина, всего лишь «полигон». Именно это омерзительно и обидно, и на этот факт никто внимания не обратил. А так, никакой тайны он не раскрывал… Стороны отлично осведомлены о возможностях друг друга. Но не стоит сейчас фокусироваться на Храмчихине и других. Решение Путина о выводе войск из Сирии четко продемонстрировало уровень, а самое главное степень информированности русских экспертов и разных аналитиков.
– В Армении, кстати, был неоднозначно воспринят тот факт, что Россия опубликовала виды вооружения, которые она собирается предоставить Армении за счет своего же кредита в 200 млн долларов. Что они хотели сказать этим?
– Это, конечно же, уже серьезно. Здесь и в самом деле есть информационная утечка. Создается впечатление, что это было сделано для Азербайджана. Нет необходимости в комментариях, в этом случае факты говорят сами за себя…
– «Мы всегда выступали и будем выступать за мирное урегулирование всех и в частности карабахского конфликта в формате Минской Группы ОБСЕ – на основании трех известных принципов. Военная риторика или применение силы не только непозволительны, но и должны быть осуждены»,- 11-го марта в Национальном Собрании Армении заявил Сергей Нарышкин. Но до этого президент РА, а потом и министр обороны нашей страны выразили свое недовольство касательно позиции ОДКБ в вопросе ситуации на линии соприкосновения и отсутствия надлежащей оценки со стороны ОДКБ. Как могут повлиять геополитические процессы и русско-турецкие отношения на процесс Нагорно-Карабахского урегулирования?
– Знаете, если выбор между плохим и худшим, то плохое воспринимается немножко по-другому. Мы должны осознать: военного вмешательства со стороны ОДКБ – против Азербайджана никогда не будет. Вопрос больше нужно рассматривать в плоскости стратегического партнерства Армения – Россия, чем членства Армении в ОДКБ. Это мое личное мнение. А то, что Карабахский конфликт нужно решить путем мирных переговоров, то об этом говорят все, Нарышкин не мог сделать исключения. Вопрос в том, кто и каким образом на деле способствует или мешает этому процессу.
– Решение России о выводе основных сил из Сирии в какой-то степени было неожиданным и создало новую ситуацию. Создает ли это опасность для армянских республик, если считать тот факт, что в последнее время Россия наращивает свое военное присутствие в Армении?
– Трудно сказать, что опаснее – российское военное присутствие в Сирии или же тот факт, что Россия решила уйти. Точно также нельзя сказать, выигрывает ли Армения от российского военного присутствия на своей территории или же наоборот, теряет. Я знаю только одно: нужно сделать все, чтобы наша родина не осталась на растерзание варварам. А тот факт, что Россия выводит военную технику из Сирии, то, по-моему, после установления мира в Чечне это второе важное по своей значимости решение президента РФ – во имя самой же России. Просто если этому последует, а я уверен, что последует, перезагрузка отношений Москва-Анкара, то нужно будет мобилизовать все ресурсы для того, чтобы в совершенно новой геополитической ситуации армянские вопросы не стали «разменной монетой».
Беседу вела Нелли Григорян
Газета «Аравот»
17.03.2016г