Лента новостей
Новости дня

Куда идет Европа: террористические акты, исламистские проповедники, беженцы

31 марта,2016 20:32

Обозреватель фонда «Джеймстаун», политолог Армен Григорян уверен, что Турция в значительной степени способствовала миграционному кризису, злоупотребляя терпеливостью европейских чиновников.

— Господин Григорян, террористические акты, совершенные в ноябре 2015-го года в Париже и на прошлой неделе в Брюсселе свидетельствуют о том, что Европа стоит перед серьезным вызовом. Прежде всего, почему все это происходит?

– Есть разные объяснения, в частности происходящие события можно рассматривать в контексте борьбы traditio versus ratio – традиции против разума, старое против нового. Традиционное, основанное на ограниченном мировоззрении мышление, сталкиваясь с западной демократией, научным прогрессом, свободой слова, равноправием граждан и другими проявлениями модернизации оказывается неконкурентоспособной и пытается выжить всеми возможными способами. Людьми, которые являются носителями подобного мировоззрения, легко можно управлять.

– Европейские чиновники заявляют, что принимают брошенный террористами вызов, но стремление совместно бороться пока еще результатов не дает. Какие Вы видите пути выхода из кризиса, какие шаги нужно предпринять, чтобы Европа снова стала безопасной?

– Европа, в прошлом решившая проблему «Красных бригад» и других террористических группировок сейчас тоже в состоянии решить существующую задачу. И тогда были люди, положительно относившиеся к террористам и силам, которые стояли за ними – исходя из идеологических соображений. Тот факт, что некоторые группировки прикрываются под религиозной идеологией, делает ситуацию сложнее, но постепенно происходит процесс усовершенствования стратегии и тактики борьбы против них.

– Террористические акты в Европе приводят к тому, что поднимается волна протеста по отношению к беженцам. Связаны ли эти задачи между собой, и каким Вы видите решение проблемы беженцев?

– Террористические акты не осуществляются при участии беженцев, которые прибывают в Европу, спасаясь от военных действий в своих странах: террористы родились в западноевропейских странах или же давно являются гражданами этих государств. Недовольство наплывом беженцев создает плодотворную почву для демагогов.

Обозреватель фонда «Джеймстаун», политолог Армен Григорян

Обозреватель фонда «Джеймстаун», политолог Армен Григорян

Конечно же, наплыв беженцев создает дополнительные риски с точки зрения проникновения криминальных элементов, тем более, если учесть тот факт, что у большинства мигрантов нет оснований для получения убежища. Но механизмы управления миграционными потоками, регистрации ищущих убежища лиц, также направлены на решение этой задачи. Другой вопрос, что эти механизмы, как и системы социального обеспечения не совершенны: в западноевропейских странах многие из радикальных исламистских проповедников уже долгие годы пользуются статусом беженца и щедрой материальной помощью – под предлогом преследований в Египте, Алжире и других странах.

– ЕС до конца 2018-го года предоставит Турции 6 млрд. евро для обеспечения гуманитарных потребностей беженцев. Турция в отношениях с ЕС становится все более требовательной, но многие уверены, что мигранты все равно переберутся в Европу. Какую задачу решают ЕС и Турция на данном этапе?

– Договоренность между ЕС и Анкарой предусматривает, что беженцы, у которых нет оснований получить убежище в Европе, найдут пристанище в Турции, а то же количество сирийских беженцев переберется из Турции в ЕС. Невозможно не отметить, что Турция в значительной степени способствовала миграционному кризису, злоупотребив терпеливостью европейских чиновников. Действующее с октября 2014 года соглашение о реадмиссии обязывает Турцию не только принимать граждан третьих стран, незаконно перешедших на территорию ЕС, но и осуществлять контроль на границе, вести ответственную политику по предоставлению виз. Но не секрет, что именно визовая политика Турция напрямую способствовала незаконной миграции. Более 40% лиц, перебравшихся в ЕС из Турции, прибыли из приграничных с Турцией районов Сирии или Ирака, другие, приехав из Марокко, Афганистана, Бангладеш воспользовались возможностью получения турецких электронных виз, а для этого даже фотография не нужна. То есть, если бы Турция отказалась от электронных виз, то миграционный поток в ЕС можно было бы на половину сократить. Эрдоган сейчас с определенным успехом решает свои задачи, добиваясь уступок от ЕС: используя необходимость решения миграционного кризиса, этой стране удается избежать критики, более жесткой позиции ЕС касательно углубляющегося с каждым днем авторитаризма даже в том случае, когда экономическая зависимость Турции от ЕС в значительной степени возросла. Подобная ситуация удостаивается критики многих европейских экспертов.

– Как Вы прокомментируете решение России вывести основную часть военных сил из Сирии, какие были у Москвы цели и какими были результаты? Видите ли Вы пути установления мира на Ближнем Востоке?

–Учитывая тот факт, что российские воздушные силы продолжают наносить удары по территории Сирии, можно вспомнить слова Павла Фельгенгауэра о том, что вывод носил чисто формальный характер. В плане урегулирования краткосрочного решения, наверное, не существует – слишком сложно достичь согласия между воюющими группировками и очень трудно сохранить целостность государства. Но с другой стороны вмешательство некоторых внешних сил способствует сохранению существующей ситуации, будучи опасным для самих же внешних игроков даже в долгосрочной перспективе: в качестве примера можно привести политику Турции – любой ценой противостоять формированию курдского государства.

Эмма Габриелян

Газета «Аравот»
29.03.2016г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать