Алиев, вернувшись из Вашингтона с пустыми руками, решил прибегнуть к авантюре
Почему Азербайджан время от времени обостряет ситуацию, в частности, на линии соприкосновения Арцах-Азербайджан? Общий ответ на этот вопрос ясен. Потому что, если в международном информационном потоке периодически не будут появляться сообщения военного содержания из Карабаха, в мире забудут об этой проблеме, и тогда status quo будет сохраняться на протяжении десятилетий. Очень ли беспокоит Ильхама Алиева этот вопрос? Вероятно, нет. Во всяком случае, не настолько, сколько его отца, который пытался урегулировать эту проблему. Ильхам не делает таких реальных попыток, он просто хочет, чтобы об Арцахской проблеме говорили. Для чего? Причины разные. Но одна из важнейших, конечно, внутреннее положение его страны.
Азербайджан — закрытая страна: в отличие от нас, там не разрешается вслух говорить об углубляющихся экономических проблемах. Но в XXI веке, в условиях интернета скрывать что-то становится почти невозможным. Цена на нефть снизилась, и нет никаких признаков, что в ближайшие годы она станет выше 50 долларов за баррель. Других экономических ресурсов у Азербайджана нет, «Первые ласточки» социального недовольства уже налицо, и этот процесс остановить невозможно. Кроме нефтедолларов, других инструментов, чтобы закрыть рот народу, попросту нет. Ему остается делать вид, что он «освобождает азербайджанские» земли.
Однако причины военной активизации Азербайджана не только внутренние. Как известно, из-за грубых нарушений прав человека в последние годы ухудшились отношения Баку с Западом, и, в первую очередь, с Соединенными Штатами. Алиев в течение этого времени неоднократно обвинял Запад в лицемерии и двойных стандартах. Можно утверждать также, что его недовольство Минской группой ОБСЕ следует «расшифровать», прежде всего, как недовольство, адресованное американскому сопредседателю Джеймсу Уорлику.
Читайте также
Перед визитом в Вашингтон, президент Азербайджана, тем не менее, проявил некоторую «добрую волю», выпустив на свободу несколько политзаключенных. По-видимому, он надеялся, что таким образом создаст положительный фон для встречи с вице-президентом США Джоном Байденом и госсекретарем Джоном Керри. Но, «добрая воля» не помогла. После визита в Вашингтон на прошлой неделе Алиев не скрывал своего разочарования.
Что же произошло в Вашингтоне? Конечно, здесь я могу сделать только предположения. Но проблема, вероятно, в следующем. В Вашингтоне Алиеву дали понять, что, во-первых, США выступают против периодической эскалации конфликта на армяно-азербайджанской границе и линии соприкосновения между Арцахом и Азербайджаном, и настаивают на создании механизмов по предотвращению инцидентов. Во-вторых, США, как Франция и Россия, не намерены предлагать другой, улучшенный план урегулирования, вместо существующего, а в предлагаемом плане имеется пункт о статусе Арцаха, который для Баку неприемлем. Кстати, об этом пункте намекнул и госсекретарь США Джон Керри в беседе с Алиевым.
С другой стороны, не думаю, что и Россия очень довольна поведением Баку, который в сирийском конфликте, несмотря на официальный «нейтралитет», явно поддерживал Турцию и турецкую «умеренную оппозицию». Косвенным подтверждением тому является реакция ОДКБ на последнее обострение на линии соприкосновения. В противовес нашим комментаторам, проявляющим чрезмерно негативные эмоции в отношении России, я считаю, что в данный момент вряд ли Россия заинтересована в обострении ситуации. А вот Турция, которая тоже вернулась из Вашингтона с пустыми руками, да, очень заинтересована, чтобы в регионе происходили «взрывы», чтобы возросла несколько пошатнувшаяся роль Турции.
И вот, вернувшись из Вашингтона, Алиев выразил свое недовольство в такой, да будет дозволено сказать, преступной форме: «Ах, мир не хочет делать так, как я хочу, ну, тогда, смотрите, как поступлю я». Не первая, и не последняя авантюра.
АРАМ АБРААМЯН
Газета «Аравот»
05.04.2016г