Вопрос о задачах и о будущем НАТО находится сегодня в центре внимания политиков и экспертов. О значении альянса и задачах, которые ему приходится решать сегодня, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг рассказал в беседе с корреспондентом Сербской службы «Голоса Америки» Йелой де Франчески.
Йела де Франчески: Какова главная цель вашего визита в Вашингтон?
Йенс Столтенберг: Главная цель – подготовиться к саммиту НАТО, который пройдет в июле в Варшаве. Мы будем усиливать наш отпор России, ведущей себя все более жестко и несущей ответственность за агрессивные действия в Украине. Мы также будем говорить о том, как НАТО будет наращивать усилия в борьбе против ИГИЛ, нестабильности и насилия в Ираке и Сирии, и на Ближнем Востоке в целом.
Й. д. Ф: Это – главные проблемы в области безопасности для НАТО. А существуют ли другие?
Читайте также
Й. С.: Это – две главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Они очень разные, но с обоими мы сталкиваемся на южном фланге НАТО – на Ближнем Востоке и Африке. В тоже время мы сталкиваемся с вызовом, который представляет собой Россия, – на Востоке. Мы осуществляем самое крупномасштабное укрепление коллективной безопасности с момента окончания «холодной войны». Речь идет, в частности, об увеличении количества войск НАТО у восточной границы Альянса, о расширении наших возможностей и повышении боеготовности наших войск в случае необходимости, а также о малых штаб-квартирах в восточной части альянса – с тем, чтобы они были связаны со всеми (силами НАТО) и могли быть усилены в случае необходимости. Мы многое делаем, реагируя на новую среду в сфере безопасности.
Й. д. Ф.: Возможен ли диалог с Россией?
Й. С.: Диалог необходим потому, что мы должны избежать новой «холодной войны». НАТО не ищет конфронтации с Россией. Но мы глубоко убеждены в том, что нет противоречий между сильной обороной, твердым предсказуемым подходом и в то же время – диалогом. Мы также видим необходимость диалога, потому что мы должны избегать инцидентов, подобных тому, что произошел между Россией и Турцией со сбитым над территорией Турции российским самолетом. А если подобные инциденты и произойдут, то мы должны сделать все возможное, чтобы не допустить того, чтобы события вышли из-под контроля. Транспарентность в различных формах и механизмы сокращения рисков важны для предотвращения сложных ситуаций, становящихся еще более сложными.
Я не буду комментировать предвыборную кампанию в США. Американскому народу решать, кто будет следующим президентом этой страны. Но что мы должны сделать, так это сказать о том, что делает НАТО. Мы – сильный и единый альянс, который обеспечивает безопасность Северной Америки и Европы. Я думаю, две мировые войны научили нас тому, что безопасность Европы важна для Северной Америки, США и Канады. Во-вторых, НАТО играет ключевую роль в борьбе с терроризмом. Мы должны помнить: наша крупнейшая военная операция в истории – в Афганистане – стала прямым ответом на террористическую атаку на США 11 сентября 2001 года. Треть военного персонала в Афганистане была из Канады и Европы. Более тысячи европейских и канадских солдат погибли, сражаясь с терроризмом в Афганистане. Операция в Афганистане показывает, что НАТО важен как для Соединенных Штатов, так и для Европы, так как мы защищаем и обороняем друг друга.
Й. д. Ф: Может ли НАТО помочь в разрешении миграционного кризиса в Европе?
Й. С.: НАТО помогает Евросоюзу и нашим союзникам – Турции и Греции – справиться с кризисом, возникшим из-за наплыва мигрантов и беженцев. Мы делаем это, направляя корабли. Несколько наших судов размещены в Эгейском море. Их миссия не в том, чтобы разворачивать лодки с мигрантами назад, а в наблюдении, разведке и мониторинге ситуации. Этой информацией мы делимся с береговой охраной Турции и Греции, а также с европейским агентством по безопасности внешних границ Frontex. А затем различные власти на местах используют эту информацию, чтобы лучше справляться с миграционным кризисом.
Й. д. Ф: Каково будущее НАТО? Предполагаете ли вы дальнейшее расширение НАТО?
Й. С.: Процесс приглашения новых членов идет. Мы решили пригласить в НАТО Черногорию. Сейчас завершаются переговоры по вступлению. Затем будет необходимо осуществить процесс поддержки вступления Черногории в НАТО национальными парламентами стран-членов альянса. Лишь после этого в НАТО появится новая, 29-ая по счету, страна-член.
Й. д. Ф: А кроме этого?
Й. С.: На данном этапе это не в повестке дня. Но наш подход – открытость, и мы всегда будем вести работу со странами-партнерами. У нас много стран-партнеров, и они – очень близко. Они очень важны для НАТО.
Фото – Голос Америки