Ankakh.com. Собеседник серии «Созидатели Независимости» — член необнародованного состава Комитета «Карабах», бывший руководитель Службы национальной безопасности, в 1992-95гг посол по особым поручениям Президента Армении, депутат Верховного Совета и Национального Собрания Армении первого созыва Давид Шахназарян.
— Господин Шахназарян, в этом году празднуем 25-летие Независимости третьей Республики Армении. Если ретроспективным взглядом посмотреть на пройденный нашим государством путь, какие достижения и упущения Вы видите?
— Если говорить в 25-летнем разрезе, достижения, конечно, были в первые годы Независимости, но затем, к большому сожалению, не могу отметить какого-либо существенного достижения, а ошибки и упущения многочисленны. К сожалению, за 25 лет не сформировался гражданин Республики Армения, для которого независимость, государственность, суверенитет – абсолютные ценности. Можно отметить разные года, но, по моему мнению, приблизительно с 1994-го года, после перемирия, начался постепенный отход, медленное отступление к традиционному и разрушительному для нас мышлению, согласно которому Турция – наш вечный враг, а Россия – наш вечный друг и спаситель.
В результате имеем травмированную государственность, потерю части суверенитета в правовых категориях. В действительности имеем страну, основные и принципиальные решения которой в сфере национальной безопасности и внешней политики принимаются вне Армении – в Москве. У нас нет также системы экономической и энергетической безопасности, не говоря о ставшей катастрофой для национальной безопасности эмиграции. 25 лет назад 21-го сентября провели референдум о независимости – с высокими результатами, но сегодня многие из организаторов этого референдума, из моих коллег и единомышленников того времени подзабыли этот исторический факт.
Читайте также
Апрельская Четырехдневная карабахская война, в которой, армия Арцаха, в сущности, сражалась с азербайджано-российским тандемом, кажется, пробудило в обществе более высокую степень восприятия действительности, но больших изменений в политическом поле пока не осуществлено. Почему? Потому что та сплошная коррупция, существующая в Республике Армения, распространена также и в политической системе, причем довольно широко и глубоко. Да! Тотальная коррупция – угроза нашей национальной безопасности и государственности.
Очевидно, что следующее серьезное массовое движение в Армении будет нацелено восстановление именно этих ценностей: независимости, государственности и суверенитета.
Что показывает История? Нас всегда пугают нашими соседями, но наша независимость и государственность всегда подвергались угрозе со стороны нашего так называемого стратегического союзника – России. Сегодня самой большой угрозой является это. Важно, чтобы это мы понимали: это Россия сделала Азербайджан настолько наглым и разнузданным. Продажа огромных партий вооружений Азербайджану – это в первую очередь политика России, а не бизнес, Если не сразу, то с течением времени большинство нашего общества поймет эту простую реальность.
— Каким было Ваше видение Армении, когда созидалась независимость?
— Помню десятки и сотни наших дискуссий. Ни у кого и в мыслях не было, что может быть так, как сейчас. Знаете, и в Комитете «Карабах» были люди, которые не были за независимость, полагаю, они до сих пор и остались при своем убеждении. Но тогда такую Армению никто себе не представлял, поскольку независимость Армении созидалась для формирования института Гражданина Республики Армения, демократии, свободы слова и прессу, прав человека – для необратимого укоренения этого всего. Если и бывали дискуссии, то обсуждали, по какой модели должна развиваться страна после укоренения этих общечеловеческих ценностей, как нам улучшить отношения с соседями, как сделать, чтобы наша страна вновь не стала колонией России. Сейчас, 25 лет спустя, может это и покажется наивным, но мы обсуждали эти вопросы со всей серьезностью. До, конечно условно, 1994г действовала инерция мощной энергетики Движения – со своей системой ценностей, достоинством, в морально-психологическом плане. Эта новая, нравственно-политическая культура Движения, как система доминировала и держала под давлением негативные явления, но с 1994г постепенно стало уменьшаться положительное. Мы тот народ, который может гордиться Движением 1988-го года, но сегодня у нас нет даже одного маленького музея, посвященного Движению. Ни одна власть не попыталась сделать это, даже наоборот, все власти пытались избавиться от системы ценностей Движения.
— Оценивая упущения периода Независимости, часто говорится, что в 1991г армянство не было готово к независимости. Действительно ли это так? По Вашему мнению, насколько мы были готовы к независимости?
— Начиная с 1988-го общество Армении было готово к независимости по меньшей мере не меньше, чем республики Балтии, уже не говорю об остальных постсоветских странах. У нас был очень зрелое и образованное общество. Именно идея независимости и государственности позволила нам выдержать те тяжелые годы и бороться, было убеждение, что мы готовы терпеть все, потому что созидаем независимое, суверенное государство. Подчеркну также одно из самых важных обстоятельств: было достоинство, государство имело достоинство, и это также было среди достижений Движения.
Сегодня одной из самых больших проблем то, что уважение к государству снизилось невообразимо, как среди власть предержащих, так и на политическом поле. Нет стремления к сохранению достоинства государства и к борьбе за него. Многократно нас оскорбляли так называемые государственные деятели России, и на государственном уровне достойного ответа, по сути, не следовало.
Есть целый ряд деятелей России, которых давно надо было в Армении объявить «персона нон грата», это вопрос достоинства. Такой шаг со стороны властей оценил бы каждый гражданин, и в его глазах достоинство гражданина Армении также бы повысилось. Нет этого сегодня. Институт достоинства государства размыт.
— В ходе строительства государства какая ошибка из допущенных самая большая?
— Ошибка не одна, уже ответил на этот вопрос. Может, это была целая цепь ошибок, многие шаги могу отметить. Говорят, не были готовы к независимости. Тогда выли готовы, постепенно стали неготовыми.
— Какой из вызовов, вставших перед Арменией, считаете самым большим?
— Кризис достоинства и нравственности. Все идет отсюда. Мог бы добавить обеспечение безопасности Армении в разных сферах – внешней политике, обороноспособности, но в основе – эти два. Без достоинства и нравственности даже самые смелые инициативы в этих сферах не будут успешными.
О достоинстве уже говорил. Следующий – вопрос нравственности, которая была большой ценностью Движения. Мы дошли до нынешнего кризиса нравственности не сразу, а постепенно отступая. Приведу простой пример: ежедневно в прессе публикуются десятки статей о том или ином должностном лице, которые показывают, что они заняты исключительно одним – угнетением общества. Но это со стороны властей не только остается без отклика, но и для нашего общества стало как нечто привычное, несмотря на то, насколько вопиющим является данный материал. Одной похожей статьи было бы достаточно, чтобы в любой основанной на современных ценностях стране это привело к политическому кризису и отставке правительства. У нас же это стало обыденным, поскольку все знают, что власть – это источник обогащения, а обогащение стало единственным способом для более или менее нормальной жизни. Все это стало частью нашего повседневного быта. Вот это считаю одной из составляющих кризиса нравственности.
— Господин Шахназарян, Четырехдневная война, как представляется, оказалась самым большим испытанием для нашей государственности после 1994-го года. Как мы преодолели это испытание? Какие уроки должны быть нами извлечены, какие шаги должны быть сделаны впоследствии?
— Это страшно, когда тяжесть этого всего падает на плечи солдата. Да, мы победили благодаря солдату, исключительно благодаря солдату. Деяние нашего солдата должно служить примером, и наши руководители и политики должны быть достойны нашего солдата.
Приятно удивлен и горд, что эта молодежь, родившаяся после перемирия, несмотря на ужасные социальные условия, в которых живут их семьи, готова на такое самопожертвование.
Они превзошли наших героев 90-ых годов. Даже в этих неравных по вооружениям условиях они смогли решить задачу и пресечь азербайджано-российские планы, это сделал исключительно армянский солдат. Это действительно гордость, и этот потенциал если власти не используют, то им конец.
Об уроках. В первую очередь уроки должно извлечь общество, чтобы четко понимать, что за эти 25 лет оказались в ситуации, когда у нас нет союзников, и наш официальный стратегический союзник в действительности является верным партнером нашего противника. Должны пересмотреть все эти подходы, которые до сих пор применялись и довели нас до такой ситуации.
Перед тем как искать союзников, мы должны понимать, что предстоит быть в статусе решительного одинокого, и пока мы не будем уважать самих себя и свою государственность, мы союзников не обретем. Важно также иметь в виду, что следующая война возможно будет не Арцахской, а Отечественной.
— А каким Вы видите будущее Армении?
— Будущее Армении, без сомнений, вижу в семье европейских народов – в составе ЕС и НАТО. Это должна быть Армения, заключившая мир с соседями, имеющая равнозначные отношения с Россией. Всегда так и видел будущее Армении. Другого пути у нас нет, мы – цивилизованный народ, и наше место – там. Если мне возразите, что с Европой нас не связывают общие интересы, то скажу, что нас в первую очередь должна связывать общая система ценностей.
Беседовала Айкуи БАРСЕГЯН
Перевод с армянского – «Аравот»
Общая система ценностей Швейцарии с Европой отнюдь не включила её в ЕС и НАТО..нам нужен Национальный Редут..до зубов вооруженный нейтралитет..рельев местности этому способствует.. а регулирование кривизны огурцов по евростандарту это перебор.