«Вот уже 28 лет, как Карабахская проблема интернационализирована. Вспомним лозунги карабахского движения – «Миацум», а позднее – «Карабах наш». Впоследствии у сменяющихся властей официального Еревана изменился не только формат переговоров на международной арене, но и сама позиция официального Еревана в связи с карабахской проблемой. Апрельские события показали, что в Армении и в являющемся фактически ее частью Карабахе общественные настроения не изменились, несмотря на неустойчивую внутриполитическую ситуацию, миграцию, царящее в обществе отчаяние.
Есть известная фраза – война является продолжением политики другими методами. Если проанализировать политическую роль каждого государства в этой войне, то, если мы знаем, что Азербайджан является нашим врагом, многие из нас также в курсе (хотя и большое число граждан не были согласны), что Россия в действительности не является нашим стратегическим партнером. У меня есть серьезные основания подозревать, что эту войну спровоцировала Москва, чтобы решить несколько вопросов. К счастью, на этот раз ей не удалось довести их до конца, поставить на колени Армению в военном и политическом плане, навязать ей свои принципы.
Самые важные уроки, которые мы должны извлечь, прежде всего, это вопрос безопасности. Карабах для нас не просто территория, но и родина. Карабах – вопрос независимости Республики Армения. Ставить под угрозу независимость Карабаха в той или иной мере, или его потеря означает поставить под угрозу независимую государственность Армении. А независимую государственность Армении мы поставили под угрозу решениями, принятыми в последние годы официальным Ереваном: это и решение за одну ночь о присоединении к Таможенному союзу, и позорное решение Национального собрания о присоединении к ЕАЭС, и продление на 45 лет сроков размещения на территории Армении российской 102-й военной базы.
Как известно, в политике ничего не проходит бесследно. Эти проблемы, слившись вместе, сформировали угрозу для безопасности Армении. Сегодня одна из самых важных проблем, которую также следует решить, это обеспечение нашей физической безопасности. Прежде всего, мы обязаны принять радикальные политические решения и провести радикальные изменения в нашей внутриполитической жизни. В это входит также преодоление коррупции во всех сферах, так как жизнь показала, что наши государственные структуры в действительности бессильны обеспечить более серьезное сопротивление, не будь готовности общества.
Читайте также
Мы обязаны серьезно пересмотреть внешнеполитические решения Армении. Совместная пресс-конференция Налбандяна и Лаврова подчеркнула то болезненное обстоятельство, что внешняя политика Армении на уровне главы внешнеполитического ведомства, интересы Армении подчиняет интересам России, и в Армении больше представлен внешнеполитический интерес России. Не решив эти проблемы, не пересмотрев серьезно внутреннюю и внешнюю политику, мы не можем идти вперед. Все мы понимаем, что этот краткосрочный и не столь стабильный мир не может обеспечить нам значительные результаты, если их срочно не решить. Кроме этого, жизнь показала, что вопрос заселения Карабаха стал для нас Дамокловым мечом.
Подведу итог. Думаю, впоследствии Россия явится не только, так сказать, с новыми планами. От России можно ожидать еще большего ослабления Армении, и этим, безусловно, может воспользоваться Азербайджан. У нас очень мало времени для превращения мирных условий в развитие стабильного прогресса. В противном случае надежды не особо оптимистичные. Россия всегда будет являться с так называемыми планами размещения миротворцев в буферной зоне. Это ее голубая мечта. Одной из причин провоцирования обострения, я думаю, является также осуществление этой программы.
Мы не сможем продвигаться вперед без коренного пересмотра внутренней и внешней политики. Честно говоря, я не связываю никаких надежд с действующими властями. Свое слово и свое требование должно сказать общество», – отметила в своем выступлении Нарине Мкртчян во время обсуждений, организованных в Армянском Институте международных отношений и безопасности в субботу 23-го апреля.