Он помог армянской стороне в одном: Еревану представилась отличная возможность укрепить позицию по карабахскому урегулированию
В процессе карабахского урегулирования предпринимается попытка представить позицию официального Еревана как неопределенную, и как в последнее время, так и сейчас на азербайджанскую мельницу воду льют российские СМИ, заявляя, что Армения отказывается от переговоров, а это не нравится Москве…
Во время переговоров, проведенный Сергеем Лавровым в Ереване, Серж Саргсян сделал интересное заявление, которое, кажется, не удостоилось надлежащего внимания. «Мы были убеждены, что, на самом деле, этот вопрос может решаться только лишь на основе компромисса, мирным путем, но сегодня имеем то, что имеем. Поэтому для меня крайне важна Ваша точка зрения, почему, все-таки, это произошло. Конечно, мы имеем свое видение, но Вы гораздо больше информированы, и поэтому будем благодарны, если Вы обозначили бы Ваше видение»,- сказал Серж Саргсян Лаврову.
На видеозаписи встречи можно заметить, что Лавров, немного удивившись, отвечает: «Почему ситуация оказалась в такой критической точке, я не могу решать за Армению, за Азербайджан, за карабахцев, но я думаю, что если бы нам удалось продвинуться, чуть-чуть хотя бы, в политическом процессе, если бы мы, хотя бы, обозначили общие принципы, которые стороны бы взяли за основу для проработки, для подготовки уже юридически обязывающих документов, конечно, это бы играло не только важную роль для завязывания переговоров, но и сдерживающим фактором было бы для недопущения всплесков насилия. Но, повторю, решения могут достичь только сами стороны».
Читайте также
Официальный Ереван, нравится это Москве или нет, четко дает понять, что, несмотря на продолжающиеся долгие годы переговоры, все равно — в итоге Алиев пошел по другому пути, решив развязать войну. Почему и с чьего молчаливого согласия? Есть ли гарантии, что не будет повторения событий?
После визита Лаврова Серж Саргсян в интервью Bloomberg заявил, что пришло время для внедрения мер доверия и механизмов расследования инцидентов, а также адресных заявлений. Примечательно также, что он коснулся темы размещения российских миротворцев и подчеркнул, что не видит подобной возможности: «Если нет переговоров, каким образом российские войска могут оказаться в Карабахе или между войсками Карабаха и Азербайджана?» Позиция С. Саргсяна была предельно четкой: «Необходимо, чтобы сопредседатели провели ряд мер по доверию. Следующее, необходимо, чтобы сопредседатели Минской группы взяли на себя обязательство в том, что если они увидят нарушения после внедрения мер доверия, механизмов расследования инцидентов, то выступят с адресными заявлениями о том, кто нарушил соглашение о режиме прекращения огня. И третье, мы должны иметь гарантии того, что подобные нарушения больше не повторятся. В противном случае, переговоры не имеют смысла: мы начнем переговоры там, а военные здесь — войну? Где вы такое видели?», — отметил президент.
Добавим также, что на днях заместитель руководителя администрации президента Азербайджана, заведующий отделом по внешним связям Новруз Мамедов, касаясь вопроса о размещении миротворцев отметил, что конкретного решения по вопросу размещения российских миротворцев в Карабахе пока нет.
Широкомасштабная война может возобновиться в любой момент: это, кажется, осознают все. Установленного при посредничестве России, но не сохраняющегося перемирия недостаточно для предотвращения войны.
Почему? Страны-посредники, кроме призывов о возобновлении переговоров должны сконцентрироваться на том, чтобы адресно указывать на развязавшую войну сторону конфликта, создать механизмы по расследованию приграничных инцидентов — идее, которую отвергает официальный Баку. Они в своих призывах могут быть более конкретными: если эти механизмы будут действовать, то они каждый раз смогут «выяснить», кто виноват в обострении ситуации на линии соприкосновения. Отметим, что на днях в Ереване госсекретарь Франции по европейским вопросам МИД Франции Арлем Дезир заявил, что Франция предлагает разместить на линии соприкосновения войск Нагорного Карабаха и Азербайджана наблюдателей ОБСЕ и устройства контроля. То есть, США и Франция выступают «за», а Лавров в Ереване подчеркнул в этом вопросе важность шагов Германии. А что мешает воплощению данного механизма в жизнь?
Следующее: если в ближайшем будущем должны начаться переговоры, то официальный Ереван должен постараться добиться участия НКР в переговорном процессе. Сейчас для этого самое время. Будущее НКР будут решать карабахцы.
На самом деле, хотя в четырехдневной войне у нас и были большие потери, тем не менее, нужно констатировать, что Алиев своим циничным планом помог Армении в очень важном вопросе: сейчас официальному Еревану представилась отличная возможность укрепить свою позицию по карабахскому вопросу и выдвинуть предусловия.
Иными словами, Алиев должен попросить, чтобы Армения вернулась к переговорам, а добившись этого, должен выяснить, что армянская сторона возвращается за стол переговоров совсем с другими условиями. И этому способствовал сам Алиев: не воспользоваться этой возможностью будет большой ошибкой, чреватой необратимыми последствиями.
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
29.04.2016г