Когда мы возвращались из Карабаха, на отрезке дороги Горис-Вайк велись строительные работы: лучше поздно, чем… По указу президента Армении были уволены высокопоставленные чиновники. Было бы неплохо, чтобы те, кто отправлен в отставку и те, кто по-прежнему при должности, платили дань за создавшуюся на границах ситуацию – каждый в размере своей ответственности и исходя из нажитого имущества. На днях, когда в Ереване разгоняли митинг, мне позвонила подруга из Степанакерта и спросила: «Правда, что рядом со зданием Оперы сейчас сто ят автобусы с солдатами, и они направляются в Карабах?». Я постеснялась сказать правду, сказать, что наши «элитные подразделения» напали на демонстрантов и журналистов. Если бы я была верховным главнокомандующим, то «командировала» бы их на передовую. Но они бы не поехали, а что им там делать? Они здесь заняли свои позиции — здесь их передовая.
Мартакерт снова был подвергнут артиллерийскому обстрелу, сегодня хотя бы связь есть, ночью звонила своим ученикам, мэру: да, Мартакерт снова под атакой. В одной из своих статей – в 1993-ем году я написала следующее: «… эту войну можно назвать войной высот: если ты взял под свой контроль высоту, то территория вокруг нее становится твоей исторической родиной, а если не смог удержать высоту, то их исторической родиной…». Случилось так, что спустя 23 года они в интернете размещают фотографии о визите их министра обороны на «освобожденные территории». На самом деле «освобожденных территорий», к счастью, мало, но достаточно для того, чтобы утвердиться на них и сохранять напряженность. Будем надеяться, что их визит на этот маленький участок нашей родины будет кратковременным.
Прежде чем пойти на передовую, один из офицеров – Армен Григорян дал мне газету «Лусарар», которая выходит в свет в Карабахе: в ней напечатано сочинение его дочери: «Эти дети являются защитниками нашей родины, ради них и сражаемся»,- сказал он. Уже в Ереване я прочитала прекрасное изложение мыслей. Карабахский союз родственников без вести пропавших объявил конкурс для старшеклассников – сочинение на патриотические темы. Ученица 10 класса мартакертской школы номер 1 им. Владимира Балаяна (погиб в боях за Мартакерт в 1992 году-А.Б) Седа Григорян стала победительницей, написав сочинение на тему «Защищать границы отечества – священный долг каждого из нас». Мартакертский офицер Армен Григорян родом из Армении, он в годы первой войны приехал в Карабах и остался здесь. Его дочь – Седа – одна из первых карабахцев 21 века: она родилась 1 января 2001 года в Мартакерте. «Не знаю, для кого как, а моя родина начинается с границы, где я и живу. Когда здесь перемирие, люди работают, строят, творят, а во время посягательств со стороны врага, мы всем народом становимся солдатами… через несколько месяцев моего брата призовут в армию, он станет защитником отечества – моего и нашего»,- написала девочка.
Читайте также
В этой приграничной части нашей родины я побывала в прекрасной семье Отца Барсега, у него пятеро ребятишек. С женой Гоар они уговаривали меня остаться, и только утром поехать в Матагис и Талиш. В первые апрельские дни многие из родственников моих студентов ЕГУ служили именно здесь: студенты были в замешательстве, заниматься было почти невозможно. Одной из студенток факультета теологии – Соне Папоян я пообещала, что когда буду в Талише, то обязательно встречусь с ее братом – танкистом Аликом…
Из Мартакерта в Матагис можно ехать или по «полигону» — дороге, которая прекрасно видна с вражеских позиций, или же объездом. И поскольку мои студенты из Духовной семинарии Геворкян – дьяконы Ованес Андрян и Гор Гюрджян нашу машину считали «благословенной», а это значит, что Бог нас не оставит, то мы поехали по «полигону». Гор немного нервничает: несколько дней назад на этой дороге турки целились е его машину, к счастью – промахнулись. Мы очень быстро проехали эту часть.
Матагис – зеленый островок среди гор, в деревне, до тяжелого апреля 2016 года здесь жили 120 семей, сегодня здесь находятся только военные: они собираются, и, согласно приказу, распределяются по позициям на передовой.
Мы продолжаем нашу дорогу в Талиш. Здесь на одной из высот в конце апреля 1994 года погиб «замполит» бригады Манвела Григоряна отважный Мехак Мехакян. Когда в августе 94 мы были здесь, захотели обязательно увидеть то место, где погиб Мехак. С полковником Фрунзе Авакяном на «Уазике» мы поднялись туда. В те дни, как я уже писала, линия соприкосновения была очень мирной, и можно было свободно передвигаться. После возвращения одной из русскоязычных газет я рассказала о Мехаке: «Мехак погиб на этой высоте, именно здесь. На голом холме в память о Мехаке есть хачкар и букет засохших цветов. «Здравствуй»,- еле выговаривает полковник – Фрунзе Авакян. Здесь, на этой возвышенности на голую землю упали снаряды… Эта высота названа в честь Мехака. Беседую с ребятами. Зовут командира, по удивительному совпадению, тоже Мехак. Все три брата здесь, четвертый погиб совсем недавно — из Гюмри братья…».
Не хочу рассказывать о Талише, слишком трудно, к разрушенным в 92 домам добавились новые. Во дворах были солдаты. Только один пожилой человек сидел на скамейке перед одним из домов. На углу полуразрушенного здания я увидел табличку – «Зал для торжеств» — все, что осталось от него. Где-то паслось стадо овец, хозяев, наверное, не было в деревне. С моими студентами мы вошли в церковь Мариам Аствацацин. Гор заметил, что внутри церковь почистили от камней – она тоже пострадала от ударов турок. Именно здесь мы и повстречали брата Соны – танкиста Алика и сфотографировались с ним: казалось, нереальная встреча на рубеже нашей родины – рядом с Божьим домом.
Алвард Бархударян
Газета «Аравот»
29.04.2016г