Затишье перед бурей?
2 мая – ровно через месяц после развязанной Алиевым войны, из минобороны НКР в понедельник заявили, что зафиксировано скопление азербайджанских войск на некоторых участках линии фронта и их активное передвижение. «Сейчас на линии соприкосновения военных сил даже больше, чем во время апрельской войны»,- на днях, на встрече с журналистами отметил пресс-секретарь министра обороны РА Арцрун Ованнисян.
На линии соприкосновения войск НКР и Азербайджана напряженность сохраняется. Противник продолжает нарушать режим о прекращении огня, применяя как стрелковое оружие, так и минометы, обстреливая армянские позиции на армяно-азербайджанской границе.
Никто не исключает возможность новых широкомасштабных военных действий в ближайшем будущем. Как передают азербайджанские сайты, согласно плану, утвержденному министерством обороны Азербайджана, начались военные учения ракетных войск и артиллерии. В ходе учений личный состав осуществил практическое использование самоходных гаубиц «Мста-С», закупленных в России и недавно поступивших на вооружение ВС Азербайджана.
Читайте также
В то время, как Азербайджан получает очередную партию вооружений из РФ, официальный Ереван продолжает заявлять, что работают над тем, чтобы ускорить поставки российского оружия в Армению. О конкретных сроках касательно доставки приобретенного за счет кредита в 200 млн. долларов оружия ничего не известно. Министр обороны РА Сейран Оганян на днях заявил: «Договоренности имеются, сейчас ведется работа по подписанию контрактов. Предварительные контракты уже согласованы, но сейчас, исходя из того, что окончательное решение о предоставлении кредита (вместе с техническими контрактами и соответствующими характеристиками) было принято недавно, все уточняется, чтобы процесс осуществлялся быстрее».
По инициативе американской стороны 2 мая состоялся телефонный разговор между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и Государственным секретарем США Джоном Керри. Как сообщило министерство иностранных дел России, в ходе телефонного разговора был обсужден ряд вопросов, дипломаты обменялись мнениями о ситуации в зоне карабахского конфликта. «Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри во время телефонного разговора подчеркнули, что нужно продолжить усилия для восстановления спокойствия между сторонами Нагорно-Карабахского конфликта», — заявил во время брифинга официальный представитель Государственного департамента США Джон Кирби.
По инициативе американской стороны это уже третье обсуждение с российской стороной. Еще 5 апреля Госдепартамент США строго осудил возобновление карабахского конфликта и призвал стороны воздержаться от применения силы. США, в лице официального представителя Госдепартамента Марка Тонера – единственная страна, которая подняла тему самоопределения: «Мы полностью поддерживаем усилия Минской группы ОБСЕ. Конфликт Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха должен быть урегулирован в том числе с учетом права народов на самоопределение. Вашингтон настаивает на «справедливом решении проблемы Нагорного Карабаха», опирающемся на принципы международного права, Устав ООН и Хельсинкский Заключительный акт ОБСЕ, что означает «соблюдение принципов неприменения силы, территориальной целостности и самоопределения».
Официальный Ереван представил свою позицию: говорить о возобновлении переговоров рано, без участия Степанакерта невозможно достичь полноценного решения конфликта. Ереван представил также предусловия для возобновления переговоров: восстановление доверия, внедрение механизмов расследования, адресные заявления, гарантии того, что Азербайджан не пойдет на новую агрессию и террор по отношению к народу НК.
Официальный Баку сегодня снова заявляет о необходимости продолжить переговоры, и это в том случае, когда в последние несколько лет они сделали все, чтобы переговорный процесс оказался в тупике. Говоря о необходимости сохранения устной договоренности российской стороны режима о перемирии, Баку забывает об обязательствах по сохранению перемирия, подписанного в 1994 и 1995 гг., продолжая нарушать его.
В условиях развязанной Азербайджаном войны, когда становится очевидно, какой большой вред нанесен переговорному процессу, Баку сегодня обвиняет Ереван в срыве переговоров, что, на самом деле абсурдно. Баку долгие годы не только тормозил переговорный процесс, но и последовательно отвергал идею сопредседателей Минской Группы ОБСЕ о внедрении механизмов по расследованию случаев нарушения на линии соприкосновения, считая их «забавными техническими предложениями». Кроме этого, Баку препятствует расширению полномочий офиса и команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Как в последние два-три года, так и сейчас, адресных заявлений не делается, и, несмотря на призывы международного сообщества и стран-сопредседателей – беспрекословно соблюдать соглашения о перемирии 1994 и 1995 гг., Азербайджан продолжает нарушать режим перемирия, скапливая военную технику и войска вдоль линии соприкосновения. Молчание и безразличие, в конце концов, привели к тому, что Азербайджан начал применять политику шантажа по отношению к международному сообществу. И сегодня, на самом деле, создалась ситуация, в которой реализация права на самоопределение является единственным ключом к решению карабахского конфликта.
В повестку сегодняшнего заседания правительства РА включен проект закона, представленный депутатами НС Заруи Постанджян и Грантом Багратяном «О признании Республики Арцах». Шаварш Кочарян внес ясность касательно судьбы законопроекта: «В повестку правительства включен вопрос об одобрении заключения правительства, а не законопроекта. А согласно заключению, признание обуславливается дальнейшим развитием событий. Если Азербайджан решится на новую военную агрессию, вопрос признания НК будет включен в повестку».
На ту же тему сделал заявление и пресс-секретарь президента РА Владимир Акопян: «Пусть никто не сомневается, что в случае официального признания Нагорно-Карабахской Республики все узнают об этом в первую очередь из уст президента Республики Армения Сержа Саргсяна».
Тогда как в Баку, после появления этой информации были близки к панике. Глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, в частности, отметил: «Признание Ереваном Нагорного Карабаха лишит Минскую группу ОБСЕ мандата. Международное сообщество должно адекватно отреагировать на эти действия Армении». А посол Азербайджана в РФ Полад Бюльбюльоглу отметил: «Признание Арменией Нагорного Карабаха будет означать нарушение всех принципов международного права, в том числе резолюций СБ ООН, документов ПАСЕ, Совета Европы, и перечеркнет многочисленные предложения Минской группы ОБСЕ. Сопредседатели, среди которых есть и Россия, должны будут высказать свое мнение по этому вопросу. Мы готовы к мирному решению вопроса. Но если не будет решаться мирным путем, то будем решать военным путем».
Признание НКР официальным Ереваном хоть и является определенным шагом, направленным на усмирение Азербайджана, но тем не менее, это направление, независимо от возможных результатов по обузданию Баку, необходимо включить в повестку. Именно алиевский режим способствовал процессу по возвращению НКР за стол переговоров и международному признанию НК, не оставив Армении иной возможности. Тогда как у Баку явно совсем другие ожидания от посредников. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров на днях в Баку, на встрече с коллегой из Мальты отметил, что встреча с сопредседателями может состояться в одном из европейских городов. Мамедьяров снова говорил о роли России: «Активизация России в вопросе урегулирования карабахского конфликта похожа на айсберг. Видна лишь верхушка, но никто не знает, что под водой. Выдвижение Россией предложений интересно и для нас. Нам предлагают поэтапное решение конфликта. С точки зрения безопасности, важно, чтобы армянские войска были отозваны назад. Раскрывать детали пока рано. Они озвучили некоторые интересные мысли. И все они основаны на обновленных Мадридских принципах. Нам интересно также выдвижение предложений со стороны России. Как вы знаете, новый этап режима прекращения огня был согласован в Москве. Мы тоже думаем, что укрепление режима прекращения огня – это весьма важный вопрос. Его нельзя решить военным путем. Мы всегда говорили, что являемся сторонниками мирного урегулирования. Однако необходим результат. Это не значит, что мы должны еще 25 лет вести переговоры».
Тогда как заявления Мамедьярова о роли России среди азербайджанских аналитиков вызвали недоумение. Политолог Арастун Оругжлу, в частности отметил: «Почему об этом плане говорит Мамедьяров, а не Лавров, если это план Москвы? Не ясна также роль ОБСE в данном вопросе. Почему поэтапный план выдвигает только одна страна-член Минской группы, а не все три страны? Что означают слова Мамедьярова о верхушке айсберга в предложении России? Я думаю, что министр хотел проявить лояльность к самому плану, но дал понять, что там есть моменты, не устраивающие Баку. Невидимая часть — это не устраивающие Азербайджан детали, а именно: приглашение в ОДКБ и ЕврАзЭс. Будучи в Баку Сергей Лавров открыто намекал на это. Ну, и наконец, это вопрос о миротворцах. Трудно представить российский план урегулирования без участия ее войск-миротворцев, а это очень опасный момент». По мнению Оруджлу, Запад, и в первую очередь США не согласятся на присутствие российский миротворцев в регионе.
А политический обозреватель Рауф Миркадыров считает, что, сравнивая российские предложения с айсбергом, Мамедьяров, скорее всего, намекал на некоторую недосказанность в предложениях России: ««Возможно, есть какие-то общие принципы, предлагаемые Россией, предусматривающие освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, и в этом смысле они отвечают интересам Азербайджана. В то же время, нет детальной разработки предложений, и в частности не ясны вопросы о форме и времени проведения референдума (если он является частью плана), размещения миротворцев и их состава».
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
05.05.2016г