«Государственный департамент США и МИД Франции не выразили мнения касательно обсуждения правительством законопроекта по признанию НКР. Тогда как глава МИД РФ, фактически, призывает правительство Армении воздержаться»,- в беседе с Aravot.am отметил бывший глава комиссии по внешним отношениям НС НКР Ваграм Атанесян, комментируя сделанное Сергеем Лавровым по этому поводу. Напомним, что агентство РИА Новости распространило фрагмент интервью главы МИД РФ, в котором Сергей Лавров отметил, что идею механизмов расследования Армения и Азербайджан обсудили еще пять-шесть лет назад – при посредничестве президента РФ. Даже поручили ОБСЕ этим заниматься, и представители ОБСЕ набросали проект с разными вариантами, но, к сожалению, на том этапе в 2012 году дело дальше не пошло. Лавров подчеркивает: необходимо, чтобы стороны к этому вернулись, германское председательство в ОБСЕ хочет проявить активность, и российская сторона поощряет это желание». Лавров уверен также, что Москва считает возможным, хотя и сложным, документальное оформление идей политического урегулирования проблемы Нагорного Карабаха: «Это означает, что Армения и Азербайджан в прошлом пришли к общему знаменателю по некоторым вопросам, и сейчас возможно начать новый этап переговоров с целью согласования принципов карабахского урегулирования, которые можно будет оформить в документы»,- отмечает наш собеседник, подчеркивая, что Лавров в этом контексте напомнил: Ереван заверил, что статус региона не будет определяться в одностороннем порядке: «То есть, не признает независимость НКР. Ранее заместитель главы МИД РА Шаварш Кочарян намекнул, что обсуждение законопроекта на заседании правительства еще не означает, что по документу пройдет голосование в НС. В Ереване Лавров настаивал на том, что Россия считает абсолютно приоритетным неукоснительное соблюдение бессрочных соглашений о прекращении огня в зоне карабахского конфликта, достигнутых в 1994 и 1995 гг.
Эта точка зрения формально была одобрена США и Францией. Эти соглашения были достигнуты при посредничестве России. Россия, несмотря на то, что документального оформления не было, является гарантом этих договоренностей. Значил ли это, что в создавшейся кризисной ситуации США и Франция «умывают руки», возлагая дальнейшую ответственность на плечи России. Или же России удалось убедить Вашингтон и Париж в том, что их «игра» на Южном Кавказе закончилась. В качестве предмета переговоров Лавров отметил, что идеи обсужденные сторонами при посредничестве президента РФ и которые, хоть и с трудом, но можно сформулировать как документ и подчеркнул роль председательствующей в ОБСЕ Германии в процессе.
«После возобновления военных действий уже в четвертый раз Государственный секретарь США и глава МИД РФ в телефонном разговоре обсудили также карабахский конфликт. Не исключено, что хоть об этом публично и не заявляется, но США оставили за Россией роль страны, которая должна стабилизировать ситуацию. В каком контексте – трудно предугадать. Задача в том, как именно Россия воспользуется данной ей возможностью: будет настаивать на том, чтобы выполнялись позиции по Бишкекскому протоколу, или же укрепит статус-кво и попытается начать переговоры с чистого листа. Настаивать на выполнении договоренностей 1994 года, значит вовлечь в переговорный процесс НКР. Один раз – в 1994-ом глава МИД РФ Примаков в Степанакерте попытался «обеспечить прорыв». Посетит ли Лавров Степанакерт?»,- Ваграм Атанесян поднимает риторический вопрос.
Лавров не посетит
Степанакерт. Неужели не понятно. Иначе азербайджан может обидеться. А это Россию никак не устраивает.