ilur.am. Вне всяких сомнений, что международное сообщество рано или поздно признает независимость Карабаха. Для выражения такой убежденности основанием служит то обстоятельство, что мир, в лице сопредседательства Минской Группы и лично президентов России, США и Франции, уже признал право народа Карабаха на самоопределение путем референдума. В этой связи я хочу привлечь внимание на следующее заявление вице-спикера Госдепартамента США Марка Тонера, сделанное им 5-го мая: «Соединенные Штаты, вместе с остальными членами международного сообщества, не признают Нагорный Карабах. Окончательный статус Нагорного Карабаха может быть определен только в контексте достижения всеобъемлющего урегулирования». А упомянутое всеобъемлющее урегулирование – это не что иное, как план, разработанный на основе Мадридских принципов сопредседателями Минской Группы, в котором закреплено право народа Нагорного Карабаха на самоопределение посредством референдума, то есть на создание независимого государства.
Следовательно, Армения своими действиями (речь, в частности, идет об идее одностороннего признания Карабаха) должна не отклоняться от общей логики урегулирования, а наоборот: всецело включиться в переговорный процесс Минской Группы и конструктивно стремиться к достижению своей цели, поскольку, как уже отмечено, документ, обсуждаемый в повестке этого процесса, содержит необходимые правовые основы для достижения независимости Карабаха. В этом плане считаю ценным, что власти Армении, с согласия руководства Карабаха, благоразумно избегли соблазна поддаться нерасчетливой инициативе ряда парламентариев. Одностороннее признание, если оно не подстраховано поддержкой международных организаций (ООН, ОБСЕ) или одной-двух сверхдержав, чревато непредсказуемыми и катастрофическими последствиями, которые настолько очевидны, что нет необходимости даже их перечислять. Все удавшиеся прецеденты получения независимости национальными меньшинствами (Эритрея, Восточный Тимор, Косово, Южный Судан, Крым, Абхазия, Южная Осетия) произошли исключительно благодаря наличию такой поддержки. Следовательно, пока Армения лишена поддержки международных организаций или хотя бы одной сверхдержавы, нужно избегать сумасшедшей идеи одностороннего признания независимости Карабаха.
Для достижения успеха в процессе урегулирования, кроме преследования идеи референдума по самоопределению, закрепленного в Мадридских принципах, армянская дипломатия обязана использовать также другой чрезвычайно важный довод для обоснования необходимости независимости Карабаха. Речь идет об активно разрабатываемой в международном праве в последние десятилетия так называемой доктрине «отделения во имя спасения» (remedial secession), сущность которой состоит в следующем. Когда какое-либо государство, на уровне властей, на расовой, национальной, религиозной почве и на почве ксенофобии систематически попирает гражданские права этно-территориального меньшинства в своем составе, прибегает к насилию, угрожает истреблением или депортацией, то международное сообщество, считая более невозможным сожительство данных народов, обязано во имя сохранения существования данного меньшинства отделить занимаемую им территорию от данного государства.
Кстати, этот довод в свое время был использован армянской дипломатией. Еще в моем выступлении на Лиссабонском Саммите ОБСЕ 1996г я, в частности, сказал следующее: «На этом саммите, нам кажется, Азербайджан пытается нарушить принятую всеми логику переговорного процесса. По нашему глубокому убеждению, в случае решения Карабахской проблемы на основе предложенных Азербайджаном принципов, над населением Нагорного Карабаха будет висеть постоянная угроза геноцида или насильственной депортации. Опыт антиармянских погромов Сумгаита (1988г, февраль), Кировабада (1988г, ноябрь) и Баку (1990г, январь), а также депортации населения 24 армянских сел Карабаха (1991г, май-июнь) со всей очевидностью показывает, что Азербайджан, несмотря на все заверения, не может обеспечить гарантии безопасности населения Нагорного Карабаха. Следовательно, мы придерживаемся мнения, что единственная возможность избежать новой трагедии – уважать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение» (Л.Тер-Петросян. Избранное. Ереван, 2006г, стр. 549). Месяцы спустя эту мысль выразил более конкретно в интервью французскому журналу «Политик Интернасьональ»: «Защита права самоопределения Карабаха вытекает не из простой национальной амбиции, а из ясного осознания того, что в случае предложенного (в Лиссабоне) решения над армянством Карабаха постоянно будет висеть угроза геноцида. Армянский народ в этом веке однажды подвергся геноциду. Второго геноцида он не допустит». («Politique internationale», No. 75, 1997. Перевод на армянский. Л.Тер-Петросян. Избранное. Ереван, 2006г, стр. 552). Аргумент применения принципа «Remedial secession» включен также в доклад Международной Кризисной Группы 2005г по настоянию аналитика группы Левона Зурабяна.
Читайте также
Важность применения доктрины «отделение во имя спасения» в вопросе урегулирования Карабахской проблемы настолько велика, что дипломатия армянской стороны не имеет права игнорировать его. К счастью, у нас есть отличный специалист по международному праву, который годами в разных форумах занимается работами по разработке данной доктрины и пользуется большим авторитетом на этих форумах. Это известный французский адвокат армянского происхождения Раффи Галфаян, который накануне в адресованном мне личном письме выразил готовность прибыть в Ереван, в сопровождении соответствующих специалистов, и совместно с сотрудниками Министерства иностранных дел Армении приступить к подготовке тяжеловесного пакета, касающегося посягательств на права человека, совершенных азербайджанскими властями на протяжении десятков лет в отношении населения Карабаха, насильственных депортаций, военных действий – для его представления в международных инстанциях вплоть до Совета ООН по правам человека. Уверен, что МИД Армении любезно воспользуется такой возможностью.
Перевод — редакции «Аравот»