Соглашение по беженцам позволило Турции с самого начала шантажировать ЕС. Но провокационное поведение президента Эрдогана ведет к краху договоренности, считает обозреватель Deutsche Welle Барбара Везель.
Вначале Эрдоган вынудил уйти своего премьер-министра. Затем правитель-автократ с берегов Босфора объявил под ликование своих сторонников о том, что ЕС должен идти своим путем, а Турция — своим. На последний европейцы почти не могут повлиять, до тех пор пока президент Эрдоган пользуется поддержкой большинства в своей стране. Однако то, что сейчас странам ЕС вновь придется искать собственные решения для преодоления миграционного кризиса, становится все более очевидным.
Одна провокация за другой
Европейцы уже позволили себя спровоцировать самым наглым образом, к примеру, когда зимой турецкий президент заявил, что безвизовый режим для граждан Турции — это ответный шаг ЕС в обмен на то, что Турция примет обратно беженцев из Греции, и шаг этот даже не обсуждается. А если Евросоюз не согласен, то Эрдоган просто позволит лодкам с беженцами вновь стартовать в направлении Европы. По сути, прямая угроза без всякого учета формальных условий для отмены виз. Самое позднее в тот момент стало определенно ясно, что творится в голове у Эрдогана. Он уверен, будто в его руках находятся рычаги политического давления, и пользуется этим без всякого стеснения. Причем Эрдогана даже нельзя в этом обвинить — он уже давно даже не пытается хоть как-то скрыть свою жажду власти и холодный расчет.
Читайте также
Европейцам хорошо бы вспомнить старую библейскую истину: кто любит опасность, погибнет от нее. С персонами вроде Эрдогана невозможно заключать политические сделки. Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) сделала ставку на премьер-министра Ахмета Давутоглу, на то, что он одержит победу в этой борьбе за власть с Эрдоганом и сможет сблизить Турцию с Европой. Но Меркель поставила не на того. Теперь ее договоренность с Турцией по поводу беженцев больше не действует.
Не отступать от принципов
Ответ на вопрос, готовы ли европейцы и дальше идти на поводу у Эрдогана и не замечать нарушений условий, необходимых для либерализации визового режима, звучит однозначно: нет! Эрдоган объявил, что турецкий закон о борьбе с терроризмом менять он не намерен. Это означает, что он и дальше будет использовать его для преследования курдов, а также инакомыслящих, писателей и журналистов. Подтверждением тому является недавний суд над журналистами оппозиционной газеты Cumhuriyet, которые приговорены к пяти годам лишения свободы за то, что они просто делали свою работу и публиковали нелицеприятную для Эрдогана информацию. Какой из законов можно истолковать так, чтобы вынести подобный приговор, по сути, не важно, поскольку речь идет о принципе.
Полное уничтожение свободы прессы, которое мы наблюдаем сегодня в Турции, является тяжким нарушением базовых европейских прав. Тем самым исключается возможность того, что Турция выполнит условия для отмены визового режима с ЕС. Это просто невозможно. И здесь нет никаких вариантов. Многие депутаты в Европарламенте, а также в бундестаге, клятвенно обещали: никаких поблажек в том, что касается условий для отмены виз, для Турции не будет. Самое время отвечать за свои слова.
Похоже, что Реджеп Тайип Эрдоган продолжает испытывать терпение европейцев: как долго они еще готовы торговать своими ценностями по бросовым ценам. И в этой связи даже не нужно, чтобы приезжал папа римский, чтобы воззвать к нашей совести и напомнить о наших традициях гуманизма. Достаточно лишь здравого ума, чтобы понять: самое время дернуть стоп-кран.
Взять ситуацию в свои руки
Сделку с Турцией по поводу беженцев можно считать провалившейся. Нам нужен «план Б», а еще лучше новый «план А». Пока еще никто не знает, какие выводы сделает Эрдоган, когда ЕС откажет ему в безвизовом режиме. Вполне вероятно, что он вновь позволит потоку беженцев хлынуть в сторону Европы. Это соглашение ведь итак никогда не было его личным проектом.
Раньше Эрдоган не раз надменно утверждал, что Европа нуждается в нем больше, чем он – в Европе. С геополитической точки зрения это утверждение неверно. Но, похоже, ему все больше на это наплевать.
В Брюсселе можно только с ужасом представить себе еще одно лето, наполненное кризисными встречами и переговорами, длящимися всю ночь. Но никакой другой альтернативы поиску общеевропейского решения для мигрантов и беженцев не существует. Эрдоган, как ни крути, партнером больше считаться не может. Пришло время открыто сказать без пяти минут диктатору все, что мы о нем думаем. Громко, четко и без прикрас.
Фото — Deutsche Welle