Американская газета The New York Times в своем блоге опубликовала пространную статью, где рассказывает о селе Хцаберд в Нагорном Карабахе и уроженке этого села фотографе Анаит Айрапетян. Как рассказала газете сама фотограф, где бы она не находилась, всегда звонит в Хцаберд и разговаривает с живущей там бабушкой. Разговор бывает обо всем, например, сколько литров молока дала их корова. Анаит Айрапетян в интервью известной американской газете отмечает, что для того чтобы понять, почему она именно такая, нужно съездить в ее село: «Хцаберд не красивое место для отдыха, это всего лишь маленькое село, где живут 40 семей и очень старенькие дома, очень близко расположенные друг к другу. Церковь сгорела и не восстановлена».
После этого армянской фотограф рассказала об истории села Хцаберд и сделала небольшой экскурс в историю Карабахского конфликта. Отмечается, что подавляющее большинство жителей села, как и во всем Нагорном Карабахе, этнические армяне.
Автор статьи вновь возвращается к истории жизни Анаит Айрапетян, отметив, что Айрапетян родилась в Хцаберде, но выросла в Абовяне. С 1988 года находилась в родном Хцаберде, видела войну, резню, организованную азербайджанцами. Все это оказало на Анаит Айрапетян большое влияние и как говорит о своем селе сама Анаит Айрапетян, «в истории каждой семьи есть много потерь и боли».
Читайте также
С 2006 года она начала заниматься фотографированием. Сначала темой работы было родное село. Сейчас жизнь Анаит Айрапетян проходит в Ереване и Франкфурте, где живет ее муж. Однажды армянская фотограф организовала выставку под открытым небом в родном Хцаберде, где представила свои работы. Это была ее первая выставка, которая, однако, окончилась весьма курьезно и досрочно, так как пасущиеся в окрестностях коровы вторглись на территорию выставки и начали есть фотографии.
В конце статьи Айрапетян отмечает, что если бы решение принимала она, то точно жила бы в Хцаберде.