Радио Азатутюн. Для продолжения переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта необходимо для начала укрепить режим прекращения огня. Пока продолжается стрельба вести переговоры невозможно. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян в интервью австрийской газете Die Presse.
Напомнив, что режим прекращения огня был установлен по трехстороннему соглашению, заключенному в 1994 году Нагорным Карабахом, Арменией и Азербайджаном, Кочарян подчеркнул, что 2 апреля Азербайджан нарушил это соглашение, начав военные действия, а 5 апреля, согласно устной договоренности, действие соглашения было восстановлено.
«Азербайджан пытается провалить Минский процесс. Сейчас важно, чтобы режим прекращения огня был укреплен. Наши солдаты гибли и после 5 апреля», — сказал замглавы МИД Армении. На замечание журналиста, что из Баку поступает аналогичная информация, Кочарян ответил: «Я не могу этого исключать, поскольку Армия обороны вынуждена отвечать на стрельбу».
«Политика Баку состоит в том, чтобы решить конфликт силовым путем. Очевидно, что они рассчитывали, что смогут осуществить блицкриг, но это им не удалось», — отметил Кочарян.
Читайте также
На вопрос, могут ли Армения и Карабах защитить своих граждан, армянский дипломат, согласно пресс-службе МИД Армении, в частности, ответил: «Когда речь идет о военной технике, тут следует отметить, что, да, Баку стал чемпионом по приобретению вооружений. Но это не помогло им в реализации запланированного блицкрига».
«Международные посредники должны четко осудить нападение Баку, поскольку закрывать на это глаза больше нельзя. Все это время Баку требует вернуть «оккупированные» территории, но умалчивает о существовании районов Нагорного Карабаха, которые находятся под контролем азербайджанской стороны. В Мадридских принципах говорится о самоопределении Карабаха и территориальной целостности Азербайджана, тут есть возможность для компромисса», — заявил Шаварш Кочарян.
На вопрос, готова ли армянская сторона к компромиссам, замминистра ответил: «Односторонних уступок не будет. Необходимо осознать, что есть вопросы, которые не входят в полномочия Армении. Ереван не может заявить о готовности сдать территории в том случае, когда это касается Нагорного Карабаха. Ереван не может принять решение о статусе Нагорного Карабаха. Это должен сделать Нагорный Карабах».
«Мы не признаем НКР только для того, чтобы переговорный процесс был продолжен, — сказал замминистра иностранных дел, добавив: — Как заявил президент Серж Саргсян, если Азербайджан предпримет широкомасштабную агрессию, это приведет к признанию Арменией Нагорно-Карабахской Республики».
Комментируя вопрос о том, является ли Москва в действительности союзником Армении, Кочарян отметил: «Россия является посредником в этом конфликте, она должна сохранять баланс. В соответствии с договорами у Москвы есть определенные обязательства перед Арменией. Но у России достаточно тесные экономические связи и с Баку. Она наш союзник, но также имеет свои собственные интересы в Азербайджане. На Южном Кавказе, в зоне своих интересов, Россия всегда будет склонна сохранять баланс».
Касаясь звучащей в армянском обществе резкой критики в адрес России, в особенности в связи с продажей оружия обеим сторонам конфликта, замглавы МИД Армении отметил: «Армянская сторона последовательно поднимает вопрос продажи оружия, также и на уровне президента. Мы понимаем, что происходит, и у нас есть все основания для недовольства. Россия говорит, что если не будет продавать оружие Азербайджану, то это сделает кто-то другой. Я сторонник введения полного эмбарго на оружие для всех конфликтующих сторон в регионе. Три страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ – США, Россия и Франция, могут достичь этого в Совбезе ООН. Это было бы правильно».
На замечание журналиста о том, что это относилось бы также и к Армении, Шаварш Кочарян ответил: «Естественно. Это зависит лишь от авторитета тройки сопредседателей».