По словам обозревателя фонда «Джеймстаун» Армена Григоряна, озвученные несколько раз официальным Ереваном заявления о признании НКР, были ситуативного и пропагандистского характера.
— Господин Григорян, официальный Баку заявляет, что «Азербайджан заинтересован в продолжении переговорного процесса по карабахскому урегулированию», «готов к содержательным и продуктивным переговорам». Чем обусловлены заявления властей Азербайджана? До апрельской войны было очевидно, что в Баку избегали переговоров, что изменилось сейчас?
– Они считают большим достижением тот факт, что им удалось захватить несколько позиций, что, по их мнению, создает для них благоприятные условия, позволяя быть более уверенными за столом переговоров. Их «содержательные переговоры», однозначно, ограничатся разговорами об «оккупации 20% территорий, требованием обеспечить возвращение азербайджанского населения», а также некоторыми необоснованными обещаниями.
– Глава МИД РФ Сергей Лавров, касаясь инициативы депутатов НС РА – законопроекта «О признании Республики Арцах», с учетом реакции Баку, счел нужным уточнить, что повода для паники нет и подчеркнул: «Ереван заверил, что статус Нагорного Карабаха не будет решаться в одностороннем порядке». И это в том случае, когда официальный Ереван уже несколько раз заявлял, что если в Баку решат снова развязать войну, то Армения признает НКР. Какую, по Вашему мнению, игру ведет Россия в карабахском вопросе?
Читайте также
– Вопрос в том, что заявления официального Еревана о признании НКР всегда были ситуативными и носили пропагандистский характер: они не сопровождались дипломатическими усилиями, чтобы в случае признания была обеспечена определенная поддержка со стороны международной общественности. А сейчас, в частности Минская группа ОБСЕ считает неприемлемым одностороннее признание, о чем Госдепартамент США уже выступил с заявлением, ныне признание было бы шагом, равносильным отказу от действующего формата урегулирования.
Что касается политики России, то она предсказуема только в том плане, что Москва продолжит прилагать усилия, чтобы процесс урегулирования продолжился в выгодном России русле – продавая оружие Азербайджану и предпринимая попытки получить согласие по размещению «миротворцев» и так далее.
– На днях азербайджанские СМИ, ссылаясь на правительственные источники, сообщили, что на основе подписанного контракта РФ продолжает поставки новой партии военной техники и вооружений в Азербайджан. В частности, осуществляется процесс передачи Азербайджану 120 миллиметровых самоходных артиллерийских орудий «Вена», изготовленных на базе боевых машин БМП- 3 и полностью обновленных на базе БТР-80 боевых машин БТР-82A, оснащенных самым современным оборудованием. Тогда как Армения еще ожидает обещанные вооружения в рамках кредита в 200 млн долларов. Как Вы думаете, может ли Армения предпринять шаги по закупке вооружений у других стран, учитывая тот факт, что РФ способствует нарушению военного баланса?
– Возможно, может, но над этим необходимо было работать очень давно, а не ждать, чтобы сложилась такая ситуация и искать ситуативные решения.
– На данном этапе обсуждается вопрос возвращения НКР за стол переговоров и ее признания. Считаете ли возможным, такое развитие событий, может ли Армения найти союзников в этом вопросе?
– Добиться признания НКР теоретически возможно даже на основе Мадридских принципов. Конечно, для этого потребуется кропотливая дипломатическая работа.
– Считаете ли возможным возобновление широкомасштабной войны?
– Наличие подобной опасности необходимо учитывать при разработке политики, несмотря на то, что вероятность широкомасштабной войны маленькая. Но более вероятны интенсивные локальные бои, в частности, с целью захвата новых позиций — так, как это было во время четырехдневной войны: такая вероятность останется, особенно если переговоры не пойдут в выгодном Азербайджану русле.
– Были отправлены в отставку высокопоставленные чиновники минобороны. Тогда как общественность ждала большего, выдвигая вопрос привлечения их к ответственности. После четырехдневной апрельской войны, с учетом общественной консолидации, можно ли ожидать шагов, направленных на оздоровление государства? Какие шаги должны быть предприняты?
– Вопрос об ответственности власти решать не будут: если будут привлечены к уголовной ответственности бывшие чиновники, то их показания выявят, что проблема намного глубже и серьезнее. Общественность должна проявить способность выразить свое отношение к коррумпированной политической системе. Подобную возможность могут предоставить, например, выборы, которые состоятся в 2017 году. В противном случае ничего не изменится.
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
10.05.2016г
8 мая в 14:42 ·
Мировая Академия Философии Георга Вильгельма Фридриxа Гегеля!
Здесь вопрос стоит гораздо глубже, чем само понятие земли! Наше общество, и не только наше, совершило скачок на новый дуxовный уровень развития! Конечно нужно понять, а что произошло в начале апреля!? Односторонний подxод ничего не разъясняет, и тем более не проясняет! Апрельская война в Карабаxе это результат спонтанного нарушения напряженности на линии соприкосновения войск, где проявилось уникальное свойство состояния равновесия, статуса КВО! Достаточно небольшого усилия и система впадает в штопор военныx действий! Главное и необxодимое сейчас решения вопроса Карабаxа, ибо от его решения зависит судьба и остальныx процессов! Ведь все на самом деле встало, государство, как таковое висит в воздуxе потеряв опоры, в виде веры и доверия! Внешняя угроза в виде страxа смерти парализовала всеx; в этом же отрицательном атрибуте смерти и кроется наше взаимное признание Нагорного Карабаxа с Азербайджанской и Армянской Республикой!!