Deutsche Welle. Глава Европарламента Мартин Шульц заявил, что переговоры об отмене виз для Турции не начнутся, пока Анкара не выполнит все условия для этого. Новые попытки Турции оказать давление на ЕС встретили яростную критику.
У президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Европарламенте больше нет ни единого заступника. Если бы его длинные руки могли дотянуться до зала заседаний в Страсбурге, он бы всех там засудил, как он это обычно делает. Ведь еще никогда его так единодушно не критиковали все без исключения партии. А недавняя попытка советника Эрдогана Бурхана Кузу надавить на ЕС (он пригрозил отправить всех беженцев в Европу) лишь обострила тональность дебатов.
Условия не выполнены
Единственная мало-мальски положительная реплика прозвучала в начале заседания со стороны еврокомиссара по внутренним делам и вопросам миграции Димитриса Аврамопулоса. Он должен попытаться спасти сделку по беженцам с Турцией, поэтому говорил также и о тех условиях для отмены виз, которые Анкара уже выполнила. Однако при этом он четко назвал пять пунктов, которые до сих пор остаются открытыми: изменения в системе защиты данных, сотрудничество с Европолом и органами юстиции ЕС, борьба с коррупцией и, наконец, изменение пресловутого закона о борьбе с терроризмом. Брюссель требует, чтобы этот закон был по-новому сформулирован и больше не применялся в отношении журналистов и критиков власти.
Читайте также
Правда, турецкий министр по делам ЕС Волкан Бозкыр повторил в Страсбурге, что об изменении закона даже нет речи. «Мы должны сохранять оптимизм», — несмотря ни на что завершил свое выступление Аврамопулос. Вот только в этом призыве во всем Европарламенте он был одинок.
Не позволять себя шантажировать
Софи инт Велд из либеральной фракции считается особенно ярым критиком турецкого президента. Она поставила под сомнение здравый смысл Еврокомиссии, отметив, что оставшиеся невыполненными условия не являются «нюансами», а описание успехов Турции со стороны Еврокомиссии «не отражает истинного положения дел». Фактически же и Европарламент, и страны — члены ЕС подвергаются шантажу: если они не примут решение о безвизовом режиме, Турция вновь направит поток беженцев в Европу. А Евросоюз позволяет себя шантажировать, так как он слаб и расколот, уверена евродепутат из Нидерландов.
Инт Велд также выразила сожаление, что ЕС заключает «сделку с диктатором» вместо того, чтобы согласовать единую европейскую миграционную политику. В том же духе высказалась и глава фракции «зеленых» в Европарламенте Ребекка Хармс (Rebecca Harms), заявившая: «Журналисты и критики Эрдогана исчезают в тюрьмах». По ее словам, ЕС не должен становиться соучастником и сквозь пальцы смотреть на то, как нарушаются основополагающие правовые нормы. «Мы не должны поддерживать авторитарный путь Эрдогана», — добавила она. В то же время Хармс признает, что Евросоюз политически нуждается в Турции, однако Брюсселю следует быть намного осторожнее при сотрудничестве с Анкарой по миграционной политике.
Сделка с Эрдоганом под угрозой
Эрдоган преследует журналистов, наносит удары по целым курдским кварталам, хочет лишить депутатской неприкосновенности членов Народно-республиканской партии (НРП) — он «ведет войну против собственного народа», считает представитель немецких социал-демократов в Европейском парламенте Кнут Флекенштайн (Knut Fleckenstein). Он добавил, что если Турция выполнит все 72 условия, то решение по отмене виз может быть принято. «В противном случае безвизового режима не будет», — подчеркнул он. При этом политик открыто признал, что «сделка с Эрдоганом под угрозой срыва».
Критика политической ситуации в Турции раздается по всему Европарламенту. Член правопопулистской итальянской партии «Лига Севера» Марио Боргецио назвал Турцию «полицейским государством в руках автократа». «Президент Эрдоган не может быть нашим другом», — вторит ему другой итальянский правый популист Массимо Кастальдо. Ни один из парламентариев не сказал ни слова в поддержку турецкого президента и его политики.
«Распродажи ценностей» не будет
После этих дебатов становится понятно, что европарламентарии, разозленные недавними провокациями Анкары, проявят упрямство. Подавляющее большинство не поддержит безвизовый режим, если турецкий президент кардинально не поменяет свой курс.
Ситуация патовая: Эрдоган не пойдет на уступки до тех пор, пока не добьется своих целей, а это затянется еще на месяцы. Кроме того, он, кажется, получает удовольствие от того, что бросает вызов Евросоюзу, демонстрируя, как европейская миграционная политика зависит от его благосклонности. С другой стороны, он продлил до октября срок, до которого, как он считает, ЕС должен принять решение по отмене виз, что несколько снижает давление.
Депутаты со своей стороны твердо пообещали, что никакой «распродажи ценностей» для спасения сделки с Турцией не будет. Все 72 условия должны быть выполнены без уступок, и это в особенности касается закона о борьбе с терроризмом.
Нужен «план Б»
Многие парламентарии в Страсбурге указывают на то, что теперь в игру вновь должны вступить правительства стран — членов ЕС, которые готовили сделку с Турцией. Нужны новые решения, нужен «план Б». Между тем понимание реального положения дел, кажется, возвращается и к Берлину, ведь министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер (Thomas de Maiziere) допустил, что отмены виз с Турцией может и не произойти. Таким образом, спор о европейской миграционной политике может вскоре вступить в новую фазу.
Фото — Deutsche Welle