14-го мая в пресс-клубе «Постскриптум» эксперт исследовательского и аналитического центра «Аревелк» (Восток), ирановед Карен Мкртчян представил свои наблюдения касательно иранского фактора в последний событиях на Кавказе и, в частности, в карабахском вопросе.
Он обратил внимание на несколько вопросов, в частности, устойчивую позицию Ирана в карабахском конфликте, не способствующую широкомасштабной войне, ирано-российские отношения, позицию действующего президента Ирана Хасана Роухани.
Ирановед отметил, что сейчас в Иране политические процессы текут в обычном русле, в отличие от соседней Турции, где депутаты с армянскими корнями из-за своей деятельности удостаиваются неподобающего отношения.
Что касается Исламской конференции, то Карен Мкртчян констатирует, что в этом контексте, при поддержке Турции, идут антиармянские процессы. Тогда как президент Ирана отметил, что самая главная задача в исламском мире – положить конец расколу, и что самое главное, страны не должны свои проблемы делать предметом обсуждения в рамках организации.
Читайте также
«По сути, иранская сторона послала интересный «месседж» Турции: в рамках Исламской конференции могут обсуждаться только двусторонние отношения, в двустороннем формате, и турецко-азербайджанские устремления – сделать карабахский вопрос темой обсуждения в рамках организации, так и не получили одобрения»,- отмечает эксперт исследовательского и аналитического центра «Восток». Ирановед напоминает, что начиная с 90-ых, иранская сторона всегда выступала с посреднической миссией, еще в 93-94 гг. были согласованы несколько перемирий, поскольку Иран пытался придать вопросу характер переговорного процесса, позже Минская Группа взяла инициативу на себя. Ирановед уверен, что Иран, будучи граничащей с Нагорным Карабахом страной, более заинтересован в установлении мира в регионе и гарантиях устойчивого мира. По его словам, неслучайно в дни апрельской войны, как в Баку, так и в Ереване послы Ирана и военные атташе провели встречи с официальными лицами Азербайджана и Армении, и эти встречи не носили протокольный характер. Карен Мкртчян отмечает, что, естественно, иранской стороне было интересно, какое оружие использовала азербайджанская сторона, и тот факт, что кроме российского было использовано и израильское оружие, в Тегеране воспринимают очень чувствительно. «Тегеран считает Израиль врагом. И естественно, тот факт, что беспилотники израильского производства совершают полеты вблизи иранской границы – в Армении и в Арцахе, представляет угрозу для Ирана»,- отмечает ирановед.