Любая дипломатия фиксирует состояние, существующее де-факто. Если бы мы заняли Тертер или Евлах, то мир начал бы считаться с этой реальностью. Если бы противник захватил Матагис или Талыш, то отправной точкой для переговоров стало бы это. Во втором случае встреча, я полагаю, состоялась бы не в Вене, а в Москве, и в ней не принимали бы участия Керри, Могерини и остальные, и речь шла бы о неких «казанских реформированных принципах», а не механизме по расследованию нарушений режима прекращения огня. Азербайджан объявил бы о своих «евроазиатских» планах. Преклонимся же еще раз перед армянским солдатом, который предотвратил этот второй, неблагоприятный для нас сценарий.
Это вовсе не означает, что будут созданы механизмы, исключающие нарушения режима прекращения огня. Азербайджан это совершенно не устраивает. Если Алиев в состоянии смотреть в глаза высокопоставленным представителям сверхдержав и лгать, что четырехдневную войну начали армяне, то согласиться устно на какие-то механизмы, а затем не применять их – для него проще простого. (Я отмечаю именно сверхдержавы, Россию и США, просто потому, что они за счет своих спутниковых возможностей на сто процентов в курсе, кто развязал войну).
Так что, не желая никого пугать, тем не менее, констатируем, что война все равно продолжается. Азербайджан и Турция не отказались от планов, мягко говоря, изгнать нас, армян, из этого региона. А Россия не отказывается от намерений «принять в свои объятия» Азербайджан. Но до начала нового крупномасштабного наступления мы пока имеем несколько недель, может быть, месяцев. Что можно успеть сделать за это время? Прежде всего, конечно, вооружиться. Не дожидаясь российского оружия, это, кажется, безнадежное дело. Покупать оружие из других источников. Модернизировать разведку, транспорт, средства связи: в армии двое ответственных работников за данные сферы освобождены с работы, одного посадили. По-видимому, не случайно. В дипломатии, которая в ближайшие месяцы, вероятно, будет активной, обдумать все сообща и проконсультироваться со всеми, даже самыми жесткими оппозиционными политическими силами и опытными деятелями.
Общество же должно принять во внимание, что данное «относительное спокойствие» всего лишь на несколько недель или несколько месяцев, а не мир. Я уверен, что сегодня не время для выражения недовольства по всякому поводу и обид. Критика недостатков, конечно, всегда актуальна. Но независимо от пола и возраста, мы все должны чувствовать себя солдатами, точно так же, как те солдаты, которые находятся в окопах. Будем достойны их.