В Вене вынудили Алиева дать согласие
Заявление, распространенное странами-сопредседателями Минской Группы ОБСЕ по итогам встречи в Вене, в которой принимали участие президенты Армении и Азербайджана, министр иностранных дел России Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и госсекретарь по европейским вопросам при МИД Франции Арлем Дезир, главы внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении Эльмар Мамедъяров и Эдвард Налбандян, а также сопредседатели Минской группы ОБСЕ свидетельствует о том, что посредники пытаются воплотить в жизнь выдвинутые официальным Ереваном предусловия. Сопредседатели Минской Группы ОБСЕ настояли на соблюдении перемирия в Карабахе на основе соглашений 1994-1995 годов. Напомним, что Азербайджан в Генеральной ассамблее ООН распространил письмо от 14 апреля, в котором в котором делается попытка возложить ответственность на Армению и в одностороннем порядке аннулировать подписанное 12 мая 1994 года между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией бессрочное соглашение о прекращении огня и военных действий. Это была очевидная попытка Баку провалить переговорный процесс, избежать соблюдения режима прекращения огня.
Следующее: министры стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ подтвердили, что конфликт не имеет военного решения. Таким образом, апрельская агрессия Азербайджана, без адресной критики была констатирована: было отмечено, что военные действия неприемлемы. Более того, сопредседатели констатировали также, что президенты подтвердили приверженность мирному урегулированию конфликта. А самое главное в заявлении касалось механизмов расследования приграничных инцидентов. Как известно, уже долгое время официальный Баку не дает согласия предложениям посредников, объясняя свой отказ от идеи по внедрению механизмов тем, что это бессмысленное предложение армянской стороны, и оно носит «технический характер». Но из заявления, распространенного по итогам венской встречи становится очевидно, что официальный Баку был вынужден принять предложение. В заявлении отмечается, что президенты «в целях снижения рисков продолжения насилия дали согласие на завершение в кратчайшие сроки работы над механизмом ОБСЕ по проведению расследований инцидентов».
Президенты Армении и Азербайджана также согласились на расширение офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ и договорились продолжать обмен информацией о пропавших без вести под эгидой МККК с учетом обязательств, принятых президентами в ходе Парижского саммита в октябре 2014 года. В заявлении фиксируется договоренность президентов Армении и Азербайджана о проведении следующего раунда переговоров. «Он должен состояться в июне в месте, подлежащем взаимному согласованию, в целях возобновления переговорного процесса, направленного на достижение всеобъемлющего урегулирования»,- говорится в заявлении министров стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ.
Читайте также
Серж Саргсян не просил, и Алиев не возражал
Президент РА Серж Саргсян, возвращаясь с венской встречи, в интервью армянским журналистам на борту президентского лайнера заявил, что предложил следующую встречу провести после установления мониторинга ОБСЕ по режиму прекращения огня: «Был разговор о том, что через определенный период времени было бы правильно встретиться. И мы сделали конструктивное предложение: поскольку речь шла об установлении мониторинга с целью сохранения режима прекращения огня, мы предложили, чтобы мониторинг был установлен до нашей встречи. Это будет конструктивный подход обеих сторон». Серж Саргсян подчеркнул: «в вопросе установления мониторинга мы не выступали в роли просящей стороны».
«Я всего лишь развил предложение сопредседателей в вопросе формирования системы мониторинга. Так что, если бы Азербайджан не был бы согласен, они бы возразили»,- отметил С. Саргсян, отвечая на вопрос, какой была позиция главы Азербайджана, поскольку местная пресса выдвигает предусловия для внедрения механизмов безопасности. По его словам, никаких предварительных условий для подтверждения мониторинга не было. «И не знаю, какие азербайджанцы говорят о выводе войск, о подтверждении мониторинга после этого, но я имею дело с президентом Азербайджана, который об этом там не заявлял». Что касается сроков внедрения механизмов, то Серж Саргсян, в частности, отметил: «Сопредседатели говорили, что режим мониторинга должен быть установлен как можно скорее. Полагаю, что в кратчайшие сроки, поскольку у них есть такое решение, и мы не против. Возможности Личного представителя ОБСЕ, его штат будут расширены, и чем быстрее, тем лучше. Поскольку, повторюсь, взаимные обвинения делу не помогут. Необходимы четкие доказательства. В этом случае, полагаю, мы будем в более выгодном положении, поскольку очевидно, что мы никогда первыми не нарушаем – это просто нам не нужно».
В целом, Серж Саргсян был удовлетворен итогами встречи, хотя и констатировал, что вряд ли с завтрашнего дня вообще не будет нарушений: «Но я надеюсь, что будет гораздо спокойнее, чем это было до сих пор». По его словам, это будет обоюдно конструктивный подход: «Мы не говорили о переговорах, конечно, речь зашла о том, что было бы правильнее в обозримом будущем провести встречу, но ни о каких условиях мы не говорили. Мы говорили о соблюдении режима прекращения огня, и я выразил желание, что если будет встреча, то после установления мониторинга»,- отметил президент. По словам Сержа Саргсяна, Алиев не возражал, но что у него на уме, будет очевидно в ближайшем будущем.
В Баку согласны с комментариями Лаврова
Судя по информации в азербайджанских СМИ, как 16 мая – в день венских переговоров, так и на следующий день, можно сделать вывод, что встреча была не по душе Баку. Информационная пауза, по всей вероятности, свидетельствовала о том, что результаты венской встречи для Баку были неприемлемы.
Пока официальный Баку преодолевал «шок», сразу же после венской встречи глава МИД РФ Сергей Лавров давал интервью: «Есть основания полагать, что Баку и Ереван настроены на компромиссы по Нагорному Карабаху, посредники урегулирования будут этому способствовать». Касаясь возможности компромисса, Лавров, в частности отметил: «Компромисс возможен всегда. По крайней мере, если бы такой возможности не было, то Россия, США и Франция перестали бы этим заниматься. Мы нацелены, чтобы довести дело до завершения, чтобы начать двигаться вперед к полному урегулированию конфликта. Наверное, с учетом достаточно напряженной ситуации между сторонами, это придется делать поэтапно, и возможности согласования параметров первого этапа урегулирования есть. У нас есть основания полагать, что армянские и азербайджанские переговорщики будут настроены на то, чтобы компромиссы формулировать. Мы будем всячески этому способствовать».
Лавров говорил также о перспективе дальнейших переговоров: «В июне президенты Азербайджана и Армении согласуют время и место своей следующей встречи, на которой с учетом того, что уже было сделано в рамках политического процесса, продолжится работа по согласованию параметров окончательного урегулирования нагорно-карабахской проблемы».
Достойно внимания и то, что глава МИД РФ также поднял тему расследования инцидентов на границе: «Мы договорились добиваться соблюдения перемирия, прекращения огня в том виде, в котором эта договоренность была достигнута в 1994 и 1995 годах. Договорились, что ОБСЕ будет формулировать конкретные шаги, позволяющие расследовать инциденты на линии соприкосновения».
Интересно также поведение официального Баку: оценивая венскую встречу глава МИД Азербайджана ссылался именно на заявления Лаврова. «Я согласен с оценкой главы МИД РФ Сергея Лаврова, что переговоры 16 мая в Вене создают хорошие возможности для начала субстантивных переговоров на основе общеизвестного поэтапного подхода к урегулированию конфликта. Данные переговоры должны осуществиться как можно скорее и оправдать долгие ожидания людей, проживающих в регионе, и международной общественности существенными результатами».
Создается впечатление, что официальный Баку продолжает цепляться за свои заявления о «предложениях Лаврова, основанных на принципе территориальной целостности». Это, по всей вероятности, для Азербайджана — лучший способ исказить результаты венской встречи и блокировать возможность реализации предложений, осуществлению которых из Баку до сих пор последовательно препятствовали.
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
18.05.2016г