Карабахский конфликт не может быть урегулирован мирным путем, до тех пор, пока одна из стран- сопредседателей Минской Группы ОБСЕ подталкивает Алиева к войне
Встреча с Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, организованная высокопоставленными должностными лицами Минской Группы ОБСЕ и состоявшаяся 16 мая в Вене, вселяет надежду на то, что можно будет обеспечить продолжение переговорного процесса. А переговорный процесс в последние несколько лет из-за последовательных усилий официального Баку оказался в тупике.
Совместное заявление Государственного секретаря США Джона Керри, главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря Франции по европейским делам Арлема Дезира, распространенное после встречи в Вене, дает основания полагать, что можно будет достичь мирного урегулирования посредством переговоров. Встреча в Вене сорвала планы Баку – провалить формат Минской Группы ОБСЕ. Альтернативы данному формату нет, и это было констатировано еще раз.
Следующее: на венской встрече Алиеву объяснили, что от обязательств по документам 1994 и 1995 года не только невозможно избавиться, но и невозможно их аннулировать – то, к чему стремиться официальный Баку. А это означает также возможность участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Другой вопрос, как воспользуется официальный Ереван возможностью, которая представилась после апрельской войны и какие шаги предпримет, чтобы вернуть Степанакерт за стол переговоров.
Читайте также
Еще один важный результат венской встречи – это предложение США о внедрении механизмов расследования приграничных инцидентов, и оно, можно сказать, уже зафиксировано в документах. Эти результаты, однозначно, соответствуют интересам армянской стороны.
Но есть ли гарантии, что Алиев будет выполнять взятые на себя обязательства? Таких гарантий нет.
Есть ли гарантии того, что Алиев не решится на новую авантюру, на новую агрессию? Таких гарантий тоже нет.
А есть ли гарантии, что Алиев останется привержен мирной инициативе, на что дал свое согласие в Вене? Конечно же, нет.
Имея дело с Алиевым и его режимом, о гарантиях речи быть не может вообще. Это, кажется, ясно всем.
Более того, официальный Баку уже начал подтверждать вышесказанное. Через день после венской встречи заместитель руководителя администрации президента Азербайджана, заведующий отделом по внешним связям Новруз Мамедов в частности отметил следующее: «Мы на встрече в Вене дали согласие на укрепление режима прекращения огня для продолжения будущих переговоров. Самое главное, чтобы впредь соблюдался режим прекращения огня, не было провокаций, и чтобы мы в июне начали процесс переговоров». Мамедов, комментируя заявление сопредседателей по поводу расширения полномочий существующего офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ в целях укрепления режима перемирия, заявил, что существенных изменений в полномочиях Анджея Каспршика быть не может. «Указанное там является позицией Минской группы, мы по этому поводу не брали обязательств», — отметил он.
Сказать, что поведение Баку для нас неожиданность, было бы преувеличением. Баку, как всегда, «находится в своем амплуа», следовательно, как армянская сторона, так и международная общественность должны попытаться понять, почему именно официальный Баку ведет себя подобным образом.
Почему Баку отказывается от договоренностей, достигнутых посредством переговоров? Ответ очевиден: Алиеву выгоднее агрессией напоминать о карабахском конфликте и об «оккупированных территориях», чем вести переговоры о компромиссе и выполнять обещания.
А почему Алиев предпочитает военное решение конфликта? Ответ очевиден: поскольку Россия – стратегический союзник Армении вооружает Азербайджан, и в Баку считают, что могут так поступать.
Следовательно, кто дает Алиеву «добро» на то, чтобы переговорный процесс был, но диалог не продвигался? Необходимо поднять этот вопрос и озвучить ответ. Этот вопрос останется без ответа до тех пор, пока ждет ответа другой важный вопрос: чье «добро» получил Алиев или с чьего молчаливого согласия он развязал войну сразу после возвращения из Вашингтона?
Азербайджанские сайты на днях сообщили, что в ближайшем будущем ожидается визит президента РФ Владимира Путина в Баку, а сейчас уже говорится о том, что до конца мая Путин совершит визит в Армению, цель – переговоры по Карабаху.
Еще с тех лет, когда Дмитрий Медведев был президентом Москва долгое время «спонсировала» карабахское урегулирование, хотя эти переговоры так и не дали никакого результата. Сейчас Вашингтон проявляет определенную инициативу в карабахском вопросе. Россия, в рамках Минской группы ОБСЕ, конечно же, не возражает против представленных предложений, но очевидно, что если Москве что-либо не понравится, то об этом не будет сказано в рамках трехсторонней встречи – перед камерами или же в совместных заявлениях.
Россия продолжит вооружать Азербайджан, а нам в Армении секретарь посольства РФ будет говорить о том, что «пока Армения не признала Арцах, российское оружие не может быть отправлено туда».
Карабахский конфликт не может быть урегулирован мирным путем, до тех пор, пока одна из стран — сопредседателей Минской Группы ОБСЕ подталкивает Алиева к войне.