Мать солдата-героя: «Дворцов у меня нет, но есть такое богатство, какого нет у тех, у кого есть дворцы»
«Когда пришел муж, я открыла свидетельство о рождении и увидела, что назвал его Масисом, мне стало не по себе. Говорю, жалко ребенка. Муж ответил, что сознательно назвал сына Масисом… В прошлом году в Новый год они сидели вместе с друзьями, и вдруг Масис говорит отцу: пап, мы вместе поднимем бокалы на горе Масис»,- рассказывает госпожа Сусанна. Она сейчас чувствует себя спокойнее, может даже позволить себе предаться воспоминаниям, рассказать о рождении сына-героя, о его детстве, о надеждах, которые связывал с ним муж – Мелик. Она показывает нам боевые награды мужа, вспоминает, что в 1991-92 годах, когда дети были маленькими, он оставил их и поехал на передовую – родину защищать.
Рядовой Масис Меликович Мурадян из села Айтах Армвирского марза – один из тех пяти героев, которые в дни развязанной Азербайджаном апрельской войны во время ожесточенных боев и нанесении ответных ударов врагу отличился особым героизмом, высокими боевыми и моральными качествами. Эти парни, заменив своих погибших или тяжелораненных командиров, каждый на своей территории боевых действий сумел переломить ход военных действий в пользу армянских вооруженных сил. Этим срочникам – Самвелу Сейрановичу Сафаряну, Масису Меликовичу Мурадяну, Гору Вардановичу Авакяну, Давиду Аркадьевичу Хатаяну и Артуру Григорьевичу Агасяну было присвоено звание лейтенанта.
Масис от ровесников отличался еще в школьные годы: «Масису осталось 8 месяцев до окончания службы»,- рассказывает госпожа Сусанна. Потом на минуту прерывает рассказ… вспоминает последние тяжелые события … «Первого апреля Масис сдал дежурство и спустился с позиций, позвонил домой, поговорили. Вечером у нас были гости, отец готовил шашлык: он так делал всегда, когда Масис заканчивал дежурство на передовой и звонил нам. Но отцу так и не удалось заснуть всю ночь, говорил, что неспокойно на душе». Рано утром наш старший сын – Сероб вышел на улицу и принес скорбную весть – говорят, началась война. Несколько минут спустя позвонила дочь: она из интернета узнала, что Матагис и Талиш находятся пот интенсивным артиллерийским обстрелом. Масис служил именно там. «Мы обсуждали все это, позвонил Айро. Он из деревни Хатунарх, воевал в 90-ые, его сын учится в медицинском институте – бесплатно, но написал заявление, решил отслужить. Он служит в Мартакерте. Айро сказал моему мужу – Мелику: началась война, давай встретимся. Утром в 9:10 Мелик выехал. Из нашей деревни в Матагис мы обычно едем 7-8 часов, но они доехали за 2,5»,- рассказывает Сусанна. За это время мать и брат беспрерывно звонили Масису, но он не отвечал: «Я звоню Мелику, а он кричит – ничего не спрашивай. Но я слышу выстрелы, их разговоры об убитых…». Через 6-7 часов они уже были в военной части. Отец издалека видит тело… парень сильно напоминал Масиса. В это время раздается телефонный звонок. Масис звонит.
Читайте также
Мелик и его друг – Айро остаются, они принимают участие в боевых действиях. Отец и сын – оба на передовой защищают родину до 5 апреля, когда состоялась устная договоренность о прекращении огня. Они не видели друг друга, но знают, что оба воюют, а это значит – живы. Позднее мать, родственники, односельчане и вся Армения узнает о героизме Масиса: после гибели командира Масис очень быстро принимает решение, берет на себя командование. 120 солдат он направляет в Матагис и снова возвращается в часть: «Там неподалеку, в 200-400 метрах были запасные посты, этих солдат ведут туда, там безопаснее, а он снова поднимается на позиции и начинает командовать. Я испытывала гордость за сына, но в тоже время боялась. Но надеялась, молила Бога… Я соболезную родителям погибших, а тем, кто служит, желаю, чтобы с ними не приключилась беда». Сероб – старший брат поехал на передовую 2 апреля. «Наши солдаты – сильные, стойкие парни. Правда, моему брату присвоили звание лейтенанта, но не только он герой, они все герои. Масис просто умный, о не пал духом и сумел принять правильное решение»,- о брате, о солдатах на передовой рассказывает Сероб. Сусанна к сказанному добавляет: «Все трое были на поле боя, а я здесь сидела одна. Когда дети были маленькие, он уехал один, а сейчас – с сыновьями. Но я рада, что у меня такие сыновья и такой муж. У меня нет дворцов, но есть такое богатство, какого нет у тех, у кого есть дворцы».
Дядя Масиса – Мгер, тоже был участником первой арцахской войны. Был в плену год и восемь месяцев. Сейчас его сын тоже на передовой. Азербайджанцы потребовали выкуп за Мгера. Деньгами помогали все — родственники, знакомые, односельчане и просто добрые люди. Но собрать нужную сумму все равно не удалось. Отец Масиса – Мелик заложил свой дом, который еще не был достроен. Дом до сих пор остался недостроенным. Они живут именно в этом доме, но он уже принадлежит одному из их родственников: им не удалось заплатить банку, родственник помог. Но до сих пор он даже не намекал о том, что они не должны жить в этом доме.
Классный руководитель Масиса Альбина Епремян гордится своим учеником: «Услышав по телевизору о его героизме, я почувствовала гордость. Я с четвертого класса преподавала в их классе армянский язык и литературу. Уроки патриотизма, наверное, тоже сыграли свою роль. Они просто молодцы, смогли все организовать как надо. А сегодня эти 17-18-летние парнишки стали гордостью всей республики». Классрук рассказывает, что Масис в школьные годы всегда отличался своими умственными возможностями, прилежностью и организованностью: «Он всегда говорил, что станет военным. Говорил – генералом буду. Сказанное им было законом для одноклассников, был организатором мероприятий».
С 8-го класса Масис продолжил учебу в армавирском военном училище «Тигран Мец», после окончания был призван на службу, сделав первый шаг на пути к высшим военным чинам.
Нелли Григорян
Газета «Аравот»
16.05.2016г