Обычно слово «популизм» используется с негативным оттенком. Лично мне тоже не особенно нравится драть горло и произносить пламенные речи ради того, чтобы угодить «широким народным массам». Мне не нравится это еще и потому, что обычно, когда дерущие глотку оппозиционеры оказываются в лагере власти, они становятся первыми корчевателями популизма. Но то, что в Армении говорят о популизме, это уже является положительным фактом. А есть ли популизм в Азербайджане, в других многих странах Центральной Азии или Ближнего Востока? Конечно, нет, потому что в условиях отсутствия политической жизни и общественного мнения абсолютно нет необходимости говорить что-то приятное для «populus», народа.
В Израиле, например, политическая жизнь есть, и популизм, как правило, там проявляется в более жесткой, более агрессивной риторике против арабов, благодаря чему более националистические или менее националистические силы периодически сменяют друг друга у руля власти, полностью или частично. Существует популизм и в Соединенных Штатах, где «неконвенциональный» деятель, миллиардер Дональд Трамп увлечен приятной сердцу «среднего американца» риторикой. В Европе всегда были, а сейчас тем более имеются популистские течения, в основе которых опять-таки лежит национализм – выслать мигрантов и мусульман, Европа для европейцев, и прочее.
В этом нет ничего необычного, это естественное проявление политической жизни. В Армении также существует потребность в популизме: хотя гражданам пока и не удается сформировать власть, но вовсе и не так, что общественные настроения у нас не имеют никакого значения. У нас данное политическое течение имеет два основных направления: освободить историческую родину и вздернуть богатеев и правителей. Причем, когда освобождается часть родины, популизм полностью перенаправляется по второму, социальному руслу. Например, успешное завершение войны 1992-1994 годов не принесло никаких политических дивидендов первому президенту Армении Левону Тер-Петросяну, так как Арцах был освобожден «вопреки его желанию», а на самом деле он занимался «продажей Карабаха туркам», а во внутренней жизни – «организацией холодных и темных лет».
Таким образом, пусть популизм никого не смущает, сколько в нем содержится фальши, столько же и здорового. Сомневающимся я предлагаю перечитать «Кориолан» Шекспира.