Про провалы ЕАЭС, пожалуй, самым очевидным образом, говорилось на заседании Верховного Совета ЕАЭС в Астане 30 мая, когда государства-члены ЕАЭС выступили с неоптимистическими и невосторженными заявлениями.
Союз не является союзом
Так называемый гвоздь ЕАЭС – открытые границы и свободное перемещение товаров между его странами-членами. Но этот фундаментальный принцип не поддерживался с самого начала ЕАЭС. В частности, еще в 2014 году, Москва обвинила Минск в реэкспорте и привозе в РФ запрещенных европейских товаров через Беларусь, в результате чего стороны озвучили резкие заявления, а на границе Россия-Беларусь появились таможенные пункты.
После присоединения Кыргызстана к ЕАЭС, эта страна попадает не в зону свободной экономики, в которой можно успешно торговать с другими участниками и развивать экономику, а втягивается в ожесточенную торговую войну со своим соседом Казахстаном. Казахстан, где присоединение Кыргызстана восприняли в штыки и выразили опасения, что из Кыргызстана в Казахстан будут ввезены китайские товары, атаковал первым, оказывая давление на кыргызских производителей зерновыми продуктами и накладыванием эмбарго, принижая сельское хозяйство Кыргызстана (Казахстан запретил ввоз картофеля из Кыргызстана). Как заявил президент Кыргызстана Альмазбек Атамбаев на заседании Верховного Совета ЕАЭС в Астане, несмотря на то, что на кыргыза-казахской границе исчезли таможенные пункты, на их месте возникли налоговые органы, которые применяют неоднозначные меры против тех, кто занимается реэкспортом китайских товаров из Кыргызстана в Казахстан. Казахстан, в свою очередь, самая “вне” страна ЕАЭС, так как в Казахстане для 1/4-ой товаров, таможенные ставки на импорт ниже, чем в ЕАЭС. Таким образом, те товары, которые растамаживаются по другой ставке, отличной от ЕАЭС- не получат статус «продукт ЕАЭС», и тем самым, не могут быть импортированы в другие страны ЕАЭС.
Читайте также
Что касается Армении, то вся абсурдность ее вступления в ЕАЭС, обусловленная отсутствием непосредственных границ и железнодорожной передачи, ничем не оправдана. С теми же Казахстаном и Кыргызстаном Армения почти не торгует, а торговля с Россией регулярно сталкивается с препятствиями. В частности, российская сторона ставит ограничения на импорт армянских сельских продуктов, в связи с фитосанитарными нормами. В случае Беларуси, хоть и нет ограничений, но объем товарооборота далек от ожидаемого уровня товарооборота стран, находящихся в той же экономической зоне.
Фактически, Армения, которая изначально заявляла, что ее главным мотивом вступления в ЕАЭС являются соображения безопасности, оказалась в самой нелепой ситуации. Развязанная Азербайджаном апрельская война показала, что между странами ЕАЭС по вопросам безопасности, которые также являются членами ОДКБ, нет консолидации. Кроме того, два государства-члена ЕАЭС, Беларусь и Казахстан, очевидно поддерживают Азербайджан. Основной аргумент правительства о присоединении Армении к ЕАЭС, что тем самым Ереван сможет покупать оружие у Москвы дешевле, без таможенных пошлин и по заводским ценам, также не сработал. Как известно, Армения приобрела у России оружие на $ 200 млн, которое, впрочем, так и не дошло до Армении, когда для нее, именно сейчас это жизненно важный вопрос.
Экономика не экономика
На заседании Верховного Совета ЕАЭС, было доказано также то, что экономические показатели ЕАЭС далеки от удовлетворительного.
Если в 2015 году, по сравнению с прошлым годом, товарооборот между странами-членами снизился на 20%, то в первой половине 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015, оборот снизился на 30 %. Такие результаты показывают, что ЕАЭС не работает в качестве свободной и благоприятной зоны торговли, потому что невозможно, чтобы страны состояли в одном и том же таможенного союза, имели одинаковые правила и начали торговать друг с другом все меньше и меньше.
Конкретно ожидания Армении от ЕАЭС, далеки от осуществления. В первом триместре этого года, Армения получила на 4 млрд драм меньше налогов от общей корзины ЕАЭС, чем ожидала. Тем не менее, сейчас это невозможно объяснить кризисом в РФ, так как в отличие от прошлого года, российская экономика начала показывать некоторую тенденцию стабильности.
Примечательно также то, что если до встречи в Астане 30 мая 2016 года, лидеры стран ЕАЭС выступали в целом в оптимистичных, обнадеживающих и позитивных тонах, то теперь после Астаны такое впечатление, что лидеры ЕАЭС также осознают недееспособность этого союза, открытым текстом заявляя о том, что цели структуры не были реализованы.
Ваге Гукасян
«Союз Информированных Граждан»