По словам Айкака Аршамяна, это может стать серьезной угрозой, как для Армении, так и для карабахского урегулирования
Германия поддерживает диалог между Арменией и Турцией
2 июня Бундестаг Германии почти единогласно признал Геноцид армян. «Спустя 101 год после Геноцида, полагаю, пришло время для того, чтобы Германия, как страна, которая, к сожалению, была союзником Османской империи, признала свое соучастие и взяла на себя ответственность. И это станет серьезным импульсом для Турции, чтобы она посмотрела на факты под другим углом»,- заявил руководитель фракции партии «Зеленые» Джем Оздемир – один из соавторов резолюции. «Депутатам Бундестага ничего не угрожает за выражение собственного мнения, тогда как в Турции находятся под угрозой все те, кто поддерживают армяно-турецкое примирение. И сегодня слово «армянин» в Турции является оскорблением. Иногда я тоже удостаиваюсь этого оскорбления, как и мой друг — Грант Динк, которого убили»,- сказал Оздемир.
Весьма интересным было заявление канцлера Германии Ангелы Меркель после состоявшегося в парламенте голосования. Она заявила, что правительство Германии намерено содействовать установлению диалога между Арменией и Турцией, в том числе и через переосмысление событий в Османской империи. «Германию и Турцию связывает очень многое. В Германии живет более 3 миллионов граждан с турецкими корнями. По этой причине я и все правительство Германии намерены внести свой вклад в дело налаживания диалога между Арменией и Турцией»,- сказала Меркель на совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсем Столтенбергом. А Столтенберг на той же пресс-конференции, комментируя решение Бундестага, выразил надежду, что Армения и Турция нормализуют отношения как можно скорее.
Читайте также
Посол Германии в Армении Матиас Кислер на днях в беседе с журналистами сделал более конкретное заявление, отметив, что в ближайшем будущем Германия будет прилагать дополнительные усилия для армяно-турецкого примирения. «У Германии есть целый ряд проектов, направленных на установление тесных отношений между гражданскими обществами двух стран. Я считаю, что резолюция станет стимулом для того, чтобы сделать больше в этом направлении. В долгосрочной перспективе, несомненно, мы хотим видеть, что в один прекрасный день между Арменией и Турцией будут установлены дипломатические отношения и откроется армяно-турецкая граница», – отметил посол Германии.
У Турции есть два пути
Несмотря на критику Анкары в отношении Германии, Берлин закрепил свое желание наладить диалог между Арменией и Турцией, заявив, что для армяно-турецкого примирения необходимо сделать больше.
В октябре 2009 года в Цюрихе главы МИД Армении и Турции подписали два документа – о налаживании дипломатических отношений и развитии отношений между двумя странами. Протоколы должны были быть ратифицированы парламентами двух стран, однако Турция отказалась сделать это, в результате чего в апреле 2010 года президент РА Серж Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов. А в феврале прошлого года по указу С. Саргсяна армяно-турецкие протоколы об установлении дипломатических отношений и развитии отношений между двумя странами были отозваны из Национального Собрания.
После четырехдневной апрельской войны сегодня, как никогда, налаживание отношений между Арменией и Турцией кажется неосуществимым. Официальная Анкара давно иже рассматривает проазербайджанское решение карабахского конфликта как предусловие для нормализации армяно-турецких отношений. В дни апрельской войны официальная Анкара поздравила Алиева с «победой», сделав очевидным тот факт, что поддерживает Алиева, даже в случае развязанной им войны.
В беседе с «Аравот» эксперт Центра региональных исследований Айкак Аршамян, вспомнив «футбольную дипломатию», отметил, что Армения, по крайней мере, показала, что каким-то образом готова к налаживанию отношений и к открытию армяно-турецкой границы: «Помните, было даже определенное противостояние в армянском обществе, как на партийном уровне, так и в Диаспоре. Во всяком случае, наши власти выразили добрую волю в данном процессе».
Касаясь процессов, которые происходят в Турции сегодня, наш собеседник отметил: «Мы сегодня в первую очередь должны попытаться понять, что сейчас происходит в Турции. У Турции сейчас два пути. Или эта страна, во главе с Эрдоганом, превратится в диктаторское государство, то есть там будет уничтожена свободная пресса (чему свидетелями мы становимся), произойдет искоренение инакомыслия, интеллигенции и тех слоев молодежи, которые пытаются выступить против происходящих в Турции процессов, а также будет положен конец курдскому сопротивлению (что тоже я не считаю вероятным), или же Турция распадется из за сопротивления курдов и других меньшинств, а также из-за серьезных проблем со всеми ее соседями. То есть, или Турция должны закрыть все свои границы и перейти к режиму самообслуживания, или же, если остается открытой, хотя бы так, как сегодня, то ее границы очень слабы и нестабильны, а также есть серьезные проблемы внутри, и они не связаны только с курдами. Это проблемы, связанные с внутриполитическими, внутрипартийными процессами, в частности с разными векторами, образовавшимися внутри партии Эрдогана».
По убеждения А. Аршамяна, сегодня Европа попыталась угодить Турции, попыталась через эту страну остановить поток беженцев в Европу, но не получилось: «Турция, параллельно с обещанием ЕС о предоставлении финансовых средств, открыла дороги в Европу, в результате чего миллионы беженцев направились туда. Все отлично понимают, что это – игра, всего лишь способ получить от ЕС деньги. Что сделал Эрдоган? Как известно, Турцией в последнее время руководит военная элита. Но Эрдоган уничтожил эту элиту. Однако то, к чему сегодня стремится Эрдоган, возможно, сработает против него самого. Именно эти два пути сегодня есть у Турции».
Наш собеседник считает, что, к сожалению, мы в определенной степени зависим от процессов, которые сегодня происходят и в будущем произойдут в Турции: «Естественно, я являюсь сторонником открытия армяно-турецкой границы, которая для нас может стать альтернативой с разных точек зрения, конечно же, я являюсь сторонником нормализации отношений Армения – Турции, а в дальнейшем и армяно-турецкого примирения. Но сегодня Турция не является той страной, с которой можно вести диалог. Если помните, Серж Саргсян в феврале этого год в своем выступлении отметил, что с Турцией делать больше нечего, и это был посыл не только Турции, но и Западу. Это означало, что футбольной дипломатии де-юре положен конец, хотя, де-факто она закончилась очень давно. И в самом деле, нам сегодня в этом смысле нечего делать, поскольку нормализация отношений с Арменией в политической повестке Турции не находится ни на третьем, ни на десятом месте: такого вопроса в повестке Турции нет вообще. Сколько бы ни пыталась Турция оказывать поддержку и аплодировать Азербайджану в карабахском урегулировании, на самом деле этот вопрос для нее сейчас является второстепенным. Главное для Эрдогана сейчас – это установление стабильности внутри страны в его же представлении: у него столько серьезных проблем внутри страны, что руки до карабахского конфликта не дойдут, несмотря на предпринимаемые попытки».
Одновременно Айкак Аршамян обращает внимание на тот факт, что уже предпринимаются попытки по восстановлению русско-турецких отношений: «С одной стороны турецкое руководство говорит о необходимости нормализации этих отношений, а с другой уже и Россия на самом высоком уровне делает намеки. Если очередное русско-турецкое сближение состоится, то это уже будет серьезной угрозой, как для Армении, так и для карабахского урегулирования».
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
07.06.2016г