Посыл Баку международной общественности: если «территории не будут возвращены», то будет новая агрессия
Что мог сказать президент Азербайджана Ильхам Алиев на совместной пресс-конференции с канцлером председательствующей в этом году в ОБСЕ, признавшей в Бундестаге Геноцид армян и выступающей за армяно-турецкий диалог Германии, чтобы его покровитель – Россия почувствовала бы себя польщенной? Роль Российской Федерации в вопросе урегулирования карабахского конфликта «конструктивная», заявил Алиев: «У нас очень конструктивные, очень дружественные отношения с Россией… Мы рассматриваем Россию как стратегического партнера, поведение России полностью этому соответствует», продолжил он.
В целом, весьма странно, что на совместной пресс-конференции с канцлером председательствующей в ОБСЕ страны, подчеркивается роль Москвы, а не Минской Группы ОБСЕ. После четырехдневной апрельской войны Баку, конечно же, не может жестко критиковать Минскую Группу ОБСЕ, как это азербайджанские власти делали раньше. Вместо этого они выбрали политику отделения России от Минской Группы. Оно и понятно. Российско-азербайджанские отношения Баку воспринимает как отношения со «стратегическим союзником», в понимании Путина они «братские», а это означает, что в карабахском вопросе Алиев ожидает от Путина большего, чем от других стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ.
Значит, что именно нужно развязавшему апрельскую войну и попросившему у Москвы перемирия Алиеву на данном этапе? Дать очередную клятву верности Москве и снова говорить о том, каким хрупким является нынешнее перемирие. «Режим прекращения огня в Карабахе хрупкий, статус-кво — неприемлем»,- на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель говорит Алиев и снова вспоминает о «потерянных Азербайджаном 20 процентах территорий», об «армянской оккупации», о резолюциях ООН. Касаясь апрельской агрессии, Алиев отмечает, что Баку удалось восстановить контроль над некоторыми территориями: «Это урок, который руководство Армении не должно забывать. Мы привержены мирному урегулированию конфликта и поэтому прекратили апрельские столкновения.
Читайте также
Мы не хотим войны, нам нужен мир, и поэтому нам нужно вернуть наши территории и урегулировать конфликт». А в конце мая, говоря о венской встрече, президент Азербайджана заявил следующее: «Встреча в Вене была удачной. Мы ожидаем, что скоро, не теряя времени, начнутся очень серьезные, как говорят сопредседатели, содержательные переговоры».
То есть сегодня посыл Алиева международной общественности следующий: «если территории не будут возвращены, то будет новая агрессия со стороны Азербайджана, что свою очередь означает, что для Алиева участие в мирных переговорах является лишь чем-то вроде посещения мероприятия, от которого он не может отказаться, поскольку не может отказать странам-сопредседателям. И это в том случае, когда российский сопредседатель Минской Группы ОБСЕ Игорь Попов на днях заявлял, что есть перспектива достижения рамочной договоренности по урегулированию карабахского конфликта с дальнейшим ее закреплением в юридически обязывающем документе.
Интересен и тот факт, что на пресс-конференции с Меркель Алиев посчитал необходимым оправдать политику России по вооружению его страны. «Мы понимаем, что Россия является крупным производителем оружия и может продавать его любой стране. Это у Армении факт продажи Россией оружия Азербайджану вызывает аллергию, но в отличие от Армении, Азербайджан оплатил полную стоимость оружия. Не секрет, что мы покупаем оружие у Турции, Израиля, Беларуси, Ирана и многих других стран, так как мы модернизируем наши вооруженные силы».
В отличие от перечисленных Алиевым стран, РФ является страной-сопредседателем Минской Группы ОБСЕ, а это означает, что она обязана способствовать мирному урегулированию конфликта. Но здесь важно то, что в деле официальной защиты «бизнеса Москвы» появился еще один «адвокат». Интересно, что такие «адвокаты», как Алиев есть и в Армении.
Российский сопредседатель Минской Группы ОБСЕ Игорь Попов в интервью «Интерфакс» заявил, что то
договоренности на высшем уровне о завершении работы над соответствующим механизмом по расследованию инцидентов на линии соприкосновения достигнуты, и сейчас специалисты ОБСЕ занимаются его доводкой. «На прошлой неделе вместе с коллегами по сопредседательству в Минской группе передали экспертные наработки министрам иностранных дел Азербайджана и Армении. Ожидаем заключения сторон».
Интересно, почему до сих пор не дается никакой оценки поведению Азербайджана, который последовательно откладывает свой ответ касательно данного важнейшего вопроса? Если Алиев заявляет, что Азербайджан, якобы, желает мирного урегулирования карабахского конфликта, то на данном этапе главное на пути к установлению мира на границе – это воплощение в жизнь предложения по внедрению механизмов расследования.
Следующий открыто провокационный шаг. Алиев снова заявляет, что Азербайджан продолжает наращивать военную мощь. Выступая по случаю национального праздника Азербайджана, Алиев заявил: «Мы, конечно и в будущем должны наращивать, и наращиваем нашу военную мощь. Вот уже много лет успешно идет процесс строительства армии. На высоком уровне находятся боеспособность, материально-техническое обеспечение нашей армии. Завозятся, а также производятся в Азербайджане самое современное оружие, техника. В Азербайджане уже производится продукция военного назначения — более тысячи наименований». По его словам, в будущем Азербайджан примет дополнительные меры в этом направлении, и соответствующие указания уже даны: «Не хочу раскрывать их. Принимаются необходимые меры с точки зрения материально-технического оснащения и для дополнительного приобретения современного оборудования».
Но какие договоренности приобрели 16 мая в Вене президенты Армении и Азербайджана, министры трех стран-сопредседателей Минской Группы – Джон Керри, Сергей Лавров и Арлем Дезир, а также сопредседатели Минской Группы? В заявлении посредников по итогам встречи говорилось о необходимости сохранять режим прекращения огня, создать механизмы по контролю приграничных инцидентов, сообщалось также, что президенты дали согласие
провести следующую встречу в июне, с целью возобновления переговоров по всеобъемлющему урегулированию конфликта.
Перед ожидающейся в июне встречей на уровне президентов Алиев, фактически, снова перешел к «традиционным методам». Он в очередной раз наносит пощечину странам-посредникам.
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
10.06.2016г