Интересно, как меняется отношение людей к какому-либо явлению или личности. Когда республиканцы говорят, что они являются последователями идей Нжде, «таронства» и «цехакрона», то это, волей или неволей, бросает тень на нашего национального героя. Когда молодые философы защищают кандидатские работы по «нждеизму», в которых делается попытка доказать, что Нжде был более крутым философом, чем Кант или Гегель, то это вызывает вполне естественную реакцию – «да ладно тебе». Это примерно то же самое, когда в школе заставляют выучить наизусть отрывок из произведений Туманяна, сдабривая этот поручение каким-то пресным, «квадратным» комментарием, и тем самым ограничиваются способности учеников воспринимать литературу. Туманян здесь не виноват, он писал так, что запоминалось на самом деле легко, но «официоз» слов в состоянии испортить все.
Не виноват, конечно же, и Нжде. Просто, когда «нждеология» становится чем-то вроде истории КПСС, то в мозгу у людей все начинает «тормозить». Однако в данном случае произошел обратный процесс. Когда официальная российская пропаганда начинает без каких-либо оснований наклеивать на Нжде ярлыки «фашист», «нацист», «коллаборационист», «эсесовец», то возникает настолько же естественное желание защитить его. И в последние дни, насколько я вижу, стало больше молодежи, которая устраивает «селфи» у спорного, с художественной точки зрения, памятника Нжде.
Теперь о другом герое, не масштабов Нжде, но опять-таки имеющем значительные военные заслуги перед Родиной Самвеле Бабаяне. Может ли он в данный момент быть полезным в плане безопасности Арцаха? Конечно же, может, но как? Естественно, в составе Армии обороны НКР: трудно, не так ли, предположить, что в XXI веке можно участвовать в войне с действующим самостоятельно партизанским отрядом. Но сторонники генерала и частично он сам, Самвел Бабаян, из-за своей политической неопытности, представили его возвращение на родину как политическое событие.
Еще «хуже» политики: вот, сейчас явится человек, который спасет армянский народ, сменит власть в Армении и Арцахе, как только он появится в Степанакерте, все турки тотчас разбегутся, и тому подобное. И вот тут началось «торможение», потому что Самвел Бабаян точно уж не Спиноза, не политик, плюс к этому, арцахцы помнят и его геройства, и «постгероический» период, который был не столь же славным.
Читайте также
Вот и получается, что излишние высокопарные слова, преувеличенные ожидания, политические амбиции и спекуляции, а также дефицит доброй воли сорвали возможное сотрудничество (надеюсь, только пока), что могло принести пользу Армении и Арцаху. Словом, если есть хороший человек или положительное явление, это надо ценить. Но ценить объективно, без преувеличений, без стереотипных выражений. В противном случае дело потерпит неудачу, начнет «тормозить», прежде всего, в наших умах.