Горбачев и Ельцин были частью советской системы, членами Политбюро. Тем не менее, данная система была уничтожена с их активным участием. Не будем обсуждать, было ли это положительным или отрицательным. Путин был частью относительно новой и относительно демократической правящей системы в России, и в этой роли начал свой путь в составе команды интеллигента Анатолия Собчака, а затем в Москве занимал различные посты в администрации Ельцина.
Но уже нескольких лет Путин пытается вести страну в противоположном направлении – «советском» (опять-таки, не будем обсуждать насколько это возможно). Если бы Горбачев и Ельцин в советское время были диссидентами, или если бы Путин в период Ельцина был членом какой-либо коммунистической группы, им точно не удалось бы достичь своих целей.
Проблема, конечно, не столь однозначна. Можно находиться вне системы и оказывать влияние, способствовать ее распаду или коренной трансформации. Содействовать, а не осуществлять. Другими словами, Ельцин считался с мнением советских диссидентов и придерживающихся более или менее либеральных взглядов представителей интеллигенции (например, того же профессора Собчака), а Путин, несомненно, видит другую сторону «маятника» – общественное мнение, отражающее устремления «восстановить славу Российской империи». Но действующие лица обычно бывают из самой системы, тот же самый Саакашвили был министром юстиции при Шеварднадзе.
Это так, конечно, не только в России, Грузии или Армении. В Соединенных Штатах – демократы и республиканцы, в Германии – социал-демократы и христианские демократы, в Великобритании – консерваторы и лейбористы, все они, конечно, равнозначные части одной и той же системы. Просто в России и подобных ей странах коммунистов свергает коммунист, а от демократии отказывается «демократ», а в развитых странах эти группы имеют разные другие названия.
Читайте также
Основной механизм перемен – это дворцовые перевороты и заговоры. В Армении отставки первого президента потребовали его соратники, второй президент мирно передал власть третьему, думая, что будет управлять страной, находясь в «тени», но поскольку из этого ничего не вышло, то он из «тени» руководит несколькими партиями, которые, несомненно, являются частью той же системы. Это, повторю, вполне естественно. Если вы хотите реализовать какую-либо программу, то должны находиться внутри системы.
В чем заключается миссия тех, кто находится вне системы? Без особо больших надежд, но в то же время настойчиво, без разочарований и депрессий содействовать идеям и принципам, а не каким-либо группам, разница между которыми, как уже было сказано, всего лишь в названиях. Тем принципам и идеям, в которые мы верим.