Минобороны уточняет: войска ПВО Вооруженных сил Армении сохраняют свою независимость
Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, участвовавший в состоявшемся на днях в Ереване заседании секретарей безопасности стран-членов ОДКБ, на пресс-конференции, касаясь армяно-российской совместной системы ПВО, отметил, что работа в этом направлении ведется уже несколько лет: «Это достаточно сложный документ, который проходит несколько этапов согласования, и в настоящее время соглашение находится на уровне рассмотрения законодательных органов власти. И если будет утвержден, то войдет в силу. Есть цель в рамках ОДКБ создать подобные системы. На данный момент уже существуют российско-белорусская и российско-казахстанская, а сейчас создается российско-армянская единая система ПВО».
Министерство обороны Армении выступило с разъяснениями по поводу соглашения о создании армяно-российской объединенной региональной системы противовоздушной обороны в кавказском регионе, согласно которому, «частью 1 статьи 2 соглашения предусмотрено, что с целью совершенствования противовоздушной обороны в кавказском регионе коллективной безопасности создается объединенная (необходимо заметить, что создаваемая система является не единой, а совместной, то есть войска ПВО ВС РА сохраняют свою самостоятельность) региональная система».
3 статья соглашения предусматривает, что «…с учетом разделенности территорий РФ и РА в регионе, в составе объединенной региональной системы ПВО в границах Республики Армении отделяется объединенная система ПВО отдельного района коллективной безопасности, совместное управление действиями которой, согласно части 3 статьи 6 соглашения, осуществляется начальником войск ПВО ВС Армении. По указанным вопросам войска ПВО ВС Армении подчиняются Верховному Главнокомандующему страны».
Читайте также
Отмечается также, что войска ПВО РА могут самостоятельно сотрудничать с любыми другими системами ПВО, в вопросе выбора они полностью свободны. Общим руководством системой будет заниматься командующий южно-кавказского военного округа (это будет происходить в том случае, когда для российской стороны возникла угроза агрессии, либо если армянская сторона не в состоянии самостоятельно преодолеть возникшую угрозу).
Согласно пункту 5 статьи 5 приложенного к соглашению Регламента «Об объединенной региональной системе противовоздушной обороны в кавказском регионе коллективной безопасности», в мирное время войска (силы) объединенной региональной системы противовоздушной обороны в кавказском регионе коллективной безопасности сохраняют свое непосредственное подчинение национальному командованию. А пункт 7 Регламента предусматривает, что порядок применения оружия силами объединенной региональной системы противовоздушной обороны в кавказском регионе коллективной безопасности устанавливается законодательством Стороны, на воздушной территории которой находится объект, в отношении которого применяется оружие.
Объединенная региональная система ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности предусмотрена для задействования исключительно во время непосредственной угрозы агрессии и войны. Соглашение предоставляет возможность использовать возможности ВКС РФ вплоть до применения ядерного оружия. ВКС РФ имеют спутниковую систему, которая может использоваться на территории Армении в интересах войск ПВО ВС РА. У российской стороны есть также системы контроля, которые также могут использоваться в интересах ПВО ВС РА. Рассматриваемым соглашением армянская сторона не полностью предоставляет свою систему ПВО региональной объединенной системе. Согласно статье 5 соглашения министры обороны Армении и России утверждают перечень отделенных войск сторон, пунктов управления (командных пунктов) в составе войск (сил) объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности, в том числе в составе системы ПВО отдельного округа коллективной безопасности. Следовательно, армянская сторона решает сама, какая часть ее системы ПВО будет предоставлена объединенной региональной системе ПВО или взята из ее состава. В указанном вопросе войска ПВО ВС Армении сохраняют свою самостоятельность. В статье 1 соглашения понятие «отдельный округ коллективной безопасности» характеризуется как часть региона в границах наземной и воздушной территории Республики Армения. Именно по этой причине на территории Нагорно-Карабахской Республики данный документ не действует, соответственно не влияет на сотрудничество министерств обороны Армении и НКР»,- отмечается в разъяснении минобороны.
Из-за российской техники Армения теряет воздушную оборону?
На прошлой неделе, после заседания правительства, заместитель министра иностранных дел РА Шаварш Кочарян в беседе с журналистами заявил, что не разделяет мнение, согласно которому этим соглашением Армения теряет свою независимость в сфере воздушной обороны. «На самом деле это не так. Есть вторая сторона – это возможность очень детально изучить окружающие нас территории. То есть, у нас у самих нет тех возможностей, которые предоставляет техника России. А эта возможность очень важна».
По мнению спикера РПА Эдуарда Шармазанова, в подписанном соглашении речь идет не о единой, как в случае России с Белоруссией или Казахстаном, а об объединенной системе ПВО России и Армении. «Это значит, что стороны сохраняют свою самостоятельность, и это закреплено второй статьей соглашения. И неслучайно мы пошли по этому пути, чтобы управление противовоздушной обороны наших вооруженных сил осуществлялось исключительно вооруженными силами Республики Армения. То есть мнение, что данным соглашением управление противовоздушной обороны вооруженных сил РА переходит нашему союзнику – России или же должно осуществляться совместно с этой страной, не соответствует действительности».
Шармазанов добавил, что 3 статья соглашения предусматривает отдельную систему ПВО в границах Армении, поскольку у Армении и России сухопутной границы нет, и управление системой осуществляет соответствующее должностное лицо ВС Армении, который подотчетен исключительно Верховному Главнокомандующему РА. «Третье: часто поднимаются вопросы касательно Арцаха, официально заявляю, что в данном соглашении нет ни одной буквы или запятой, связанной с Карабахом. В системах ПВО Вооруженных сил Республики Армения и Арцаха нет никаких ограничений, и это соглашение не связано с этим. И четвертый — очень важный вопрос: объединенная система ПВО дает нам возможность пользоваться широкими возможностями системы ПВО нашего союзника – России»,- заявил Шармазанов.
Система управляется и будет управляться из Москвы
В ноябре 2015 года стало известно, что Россия и Армения намерены создать объединенную систему противовоздушной обороны. Президент РФ Владимир Путин распорядился подписать соглашение между РФ и Арменией о создании объединенной региональной системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности. «Принять предложение правительства РФ о подписании Соглашения между РФ и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности. Поручить Минобороны России провести с участием МИДа России переговоры с армянской стороной и по достижении договоренности подписать от имени РФ указанное Соглашение, разрешив вносить в его проект, одобренный правительством, изменения, не имеющие принципиального характера»,- говорилось в распоряжении Путина.
Эксперты отмечают, что ничего нового нет, подобная система в Армении уже действует: «Одно, когда есть такая система де-факто, совсем другое, когда об этом есть документы»,- еще в прошлом году отметил российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр, добавив, что в реальности эта система управлялась и будет управляться из Москвы, хотя, возможно, что формально будет два ключа для эксплуатации. «Какие-то части этой системы в свое время Россия и Армении предоставила, но понятно, что по приказу Еревана российские военные воевать не будут»,- подчеркнул Фельгенгауер в интервью «Азатутюн».
В декабре 2015 года министры обороны Армении и России Сергей Шойгу и Сейран Оганян подписали соглашение о создании Объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности.
Хорошо или плохо, что система ПВО касается только Армении и ничего общего с Нагорным Карабахом не имеет? Депутат НС РА, председатель партии «Свободные демократы» Хачатур Кокобелян выступает против данного соглашения, объясняя свое решение тем, что документ о ПВО станет преградой между системами безопасности РА и НКР в том смысле, что задача безопасности является единой для РА и НКР, и мы не имеем права ратифицировать документ, который разделяет систему безопасности РА и НКР. Кроме того, Армения, фактически, лишается возможности иметь и развивать свою собственную систему ПВО.
Соглашение об объединенной системе ПВО не было включено в повестку внеочередной сессии НС. Пока еще неизвестно, когда документ будет представлен на обсуждение. Глава фракции РПА Ваграм Багдасарян сказал журналистам, что соглашение не было включено в повестку внеочередной сессии, поскольку Армения не ставила задачу срочности. «Такая задача не стояла. Сроки определяем мы. Если будет такая необходимость, об этом проинформируем».
Ожидается, что данное двустороннее соглашение уже в ближайшие недели будет представлено на голосование в Государственной Думе РФ.
Как бы ни старались представители правящей РПА убедить нас в том, что соглашение о ПВО Армения ратифицирует тогда, когда будет такая необходимость, очевидно, что документ будет включен в повестку и утвержден тогда, когда из Москвы поступит распоряжение.
Статья полностью – в ближайшем номере газеты «Аравот».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
15.06.2016г
«Единая система ПВО;
не единая, а совместная;
объединенная система ПВО»…
Я, что-то, совсем запутался.