Затраты для нашей армии из государственного бюджета, можно сказать, находятся «под замком»
Конечно, в целом публикуется, сколько миллиардов драмов предоставляется бюджетом министерству обороны, но контроль за тем, как именно тратятся эти деньги, мягко говоря, ограничен.
Понятно, что определенные расходы, касающиеся армии должны быть «под замком», но с другой стороны, конфиденциальность вызывает определенные сомнения, если они не контролируется общественностью, то злоупотребления неизбежны. А если надеятся на государственные органы, осуществляющие контроль, то даже в случае открытых, прозрачных закупок они выявляют злоупотребления крайне редко. В последнее время были уволены высокопоставленные чиновники минобороны, даже были случаи ареста, но это было лишь результатом выявления существующих проблем после апрельской войны.
В статье «Аравот» от 21.05.2016 под названием «Родители жалуются: куда уходят деньги армии, если форму и обувь для солдат покупают родители?», мы писали о жалобах родителей солдат, которые рассказывали, что за два года службы они несколько раз покупали для своих сыновей военную форму, обувь, белье, средства гигиены и так далее. Обратившиеся к нам граждане жаловались на то, что, несмотря на огромные суммы, которые тратятся из бюджета на армию, в том числе и на одежду солдат, все равно семьи бывают вынуждены делать подобные покупки из собственного кармана.
Читайте также
«Аравот» направил министерству обороны письменный запрос, попросив предоставить информацию о том, сколько денег было выделено для одежды солдат, а также по отдельности отметить, сколько денег было выделено на военную форму, белье, обувь и средства гигиены. Из министерства обороны нам ответили, что эта информация не может быть предоставлена, поскольку является конфиденциальной.
Расходы минобороны пытаются скрыть под предлогом конфиденциальности, но после поиска в интернете на сайте госзакупок нам, тем не менее, удалось найти определенную информацию о закупках для армии – по части одежды для солдат. Естественно, речь о нескольких миллиардах. И озабоченность общественности касательно того, что расходуются миллиарды из государственного бюджета, но родители вынуждены для солдат покупать то же самое, как минимум должна стать поводом для соответствующих проверок.
Эксперт антикоррупционного центра «Транспeренси интернешнл» Артак Манукян в беседе с «Аравот» отмечает: если минобороны не может предоставить информацию об этих закупках, но, тем не менее, такая информация, хоть и неполная, имеется в интернете, значит сотрудник министерства, который опубликовал информацию на сайте о госзакупках, злоупотребил своими полномочиями и значит, должен быть привлечен к ответственности. По словам Манукяна даже если есть некоторые опубликованные данные о закупках минобороны, то все равно общественность, общественные организации не имеют возможности следить за выполнением обязанностей по контрактам. «Результаты нашего мониторинга по этой части, как минимум дают повод для сомнений, имеют место элементы риска. Скажем, возможно, что будет объявлено о закупке 100 тысяч единиц одежды, средств гигиены и так далее, будет осуществлена закупочная процедура, но на самом деле поставщик выполнит заказ на половину – 50 тысяч единиц. Мы имеем дело с более или менее предсказуемым спросом, то есть, министерство обороны знает, сколько солдат служат в армии и в чем они нуждаются. Следовательно, тот факт, что родители покупают одежду, свидетельствует о наличии коррупционных рисков, что может быть результатом хищения бюджетных средств и рассматриваться как неэффективные расходы»,- говорит Манукян.
По словам экспертов, невоенные расходы министерства обороны должны быть доступны, по крайней мере, в агрегированной форме, что увеличит как общественный контроль, так и подотчетность.
Отметим, что родители покупают военную форму и обувь для своих служащих сыновей на черном рынке, и, как нас заверил продавец военной одежды на Вернисаже, это одежда предусмотрена для нашей армии и армии Арцаха, и они ее приобретают с завода.
По этому поводу эксперт отмечает, что явление несет в себе серьезную опасность. По словам Манукяна, нашу страну посещают иностранцы, среди них могут быть и этнические азербайджанцы, граждане Турции, и они могут купить на черном рынке нашу военную форму и в дальнейшем использовать ее во время диверсий.
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»
11.06.2016г