(Санкт-Петербург – всего через месяц после Вены)
Уже согласована встреча президентов Армении и Азербайджана, она состоится в Санкт-Петербурге, 20 июня. Согласно распространенной информации, перед трехсторонней встречей Путин встретится по отдельности с Саргсяном и Алиевым. Если учесть короткий промежуток времени между Веной и Казанью, а также место проведения встречи, то возникают определенные мысли касательно оценки роли государства-сверхпосредника в урегулировании данного конфликта.
Очевидно, что обязав перемирие в четырехдневной войне, Москва дала понять всем сторонам, что претендует быть стороной со сверхвлиянием на переговорный процесс. Но для того, чтобы сохранить посредническую роль, необходимо было проявить демонстративную нейтральность, необходимо было продавать-предоставлять оружие сторонам, проявлять осторожность, чтобы не нарушать являющийся основным для международных центров и посредников принцип равенства, чтобы как для конфликтующих сторон, так и для международной общественности это посредничество было приемлемым. Сейчас, кажется, что запланированное дало определенные результаты. России за короткий период времени – за месяц, удалось наметить следующую встречу: Санкт-Петербург, как место проведения встречи, также наводит на мысли о роли России, если добавить и то, что Путин проведет отдельные встречи с двумя президентами, то лишний раз можно убедиться в российском сверхпосредничестве.
Продолжая размышлять по той же логике, можно предположить, что применение «мадридского документа» в рамках казанской встречи будет заменено казанскими инициативами. Пять лет назад представленные главой МИД РФ Лавровым предложения называются казанским документом, который является российской инициативой карабахского урегулирования. Казанский документ полностью опубликован не был. Положения, которые публиковались, можно обобщить следующим образом:
Читайте также
Первое – армянские силы выводятся из всех территорий, сопредельных с бывшей НКАО, за исключением Карвачарского и Лачинского районов, второе – между Нагорным Карабахом и Азербайджаном развертывается миротворческий контингент, третье – Нагорный Карабах получает переходный статус, то есть де-юре закрепляется имеющаяся сегодня де-факто ситуация, четвертое – Нагорный Карабах в определенный момент получает право волеизъявления, то есть проведения референдума, результаты которого признаются Азербайджаном.
Значит, в отличие от Мадридских принципов, Казань предусматривает вывод армянских сил: тогда как в Мадридских принципах первоочередным был вопрос статуса, подчеркивалась настоятельная необходимость проведения референдума. По случаю Вены, посредством официальных заявлений говорилось и о понимании всеобъемлющего урегулирования, как о поэтапном. И здесь тоже для армянской стороны было ясно, что в случае поэтапного урегулирования первоочередным условием будет уточнение статуса Арцаха. Обсуждение этого условия неизбежно, ввиду становящегося явным давления на стороны для согласования какого-либо решения. Не вдаваясь в подробности того, насколько вероятны переговоры по казанскому документу, напомним основные пункты венских договоренностей: Обсудить сложившуюся после апрельского грубого нарушения режима о прекращении огня напряженную ситуацию в зоне карабахского конфликта и возможные пути выхода из нее.
Страны-сопредседатели подчеркнули необходимость соблюдения соглашений 94 и 95 гг.
Был согласован вопрос о необходимости внедрения механизмов расследования и расширения полномочий личного представителя действующего председателя ОБСЕ с целью возобновления переговорного процесса.
Относительное перемирие или сдержанность, которую демонстрирует азербайджанская сторона, создавая иллюзию уважения режима о прекращении огня лишь для того, чтобы была предпринята попытка обсудить первый этап соглашения. Маловероятно, чтобы в Санкт-Петербурге в обход венской встречи начались обсуждения казанского документа. А в Вене неслучайно ссылались на соглашение о перемирии 94 и 95 гг. Из соглашения 94-го исходит поручение работать в направлении согласования Большого политического соглашения. А это уже делает императивом вопрос возвращения Степанакерта за стол переговоров.
Шаан Гантахарян
Главный редактор газеты «Аздак» (Бейрут, Ливан)